Приемная: тел.
(3012) 21-18-82

Электронная почта:

Статья ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

 

Документы Государственного архива Республики Бурятия как источник по истории блокады и защиты Ленинграда

 

Бурятия находится в огромном удалении от Санкт-Петербурга, однако история нашей республики тесно связана с этим прекрасным городом. Еще в XIX веке в Санкт-Петербург проложили дорогу лекарь Сультим Бадмаев, его брат Петр Бадмаев, тоже лекарь и государственный деятель, здесь же до революции учились выдающиеся ученые-востоковеды Цыбен Жамцарано, Гомбожап Цыбиков, Базар Барадин, в 1915 г. был построен первый буддийский храм в Европейской России, а во время Первой мировой войны действовал Бурятский лазарет. В годы коллективизации ленинградская обувная фабрика «Скороход» приняла шефство над молодой республикой, и в 1930 г. 108 рабочих прибыли в Бурят-Монголию, которые оказали существенную помощь нашей республике. 

Начавшаяся Великая Отечественная война болью отозвалась в сердцах жителей Бурят-Монголии, которые внесли большой вклад в нашу Великую Победу: на фронт было призвано свыше 120 тыс. человек, из которых почти 40 тыс. не вернулись с полей сражений. За свои подвиги в годы войны 42 воина из Бурятии удостоились высокого звания Героя Советского Союза, 11 стали полными кавалерами ордена Славы. Нужды фронта обеспечивали наши промышленные предприятия, которые перевели производство на военный лад: Улан-Удэнский ПВРЗ, Мясоконсервный комбинат, Стекольный, Авиационный, Судостроительный заводы, Джидинский вольфрамово-молибденовый комбинат и др. Сельское хозяйство Бурятии бесперебойно обеспечивало нужды страны и фронта в сырье и продуктах. За годы войны жители нашей республики в Фонд обороны страны внесли около 100 млн. руб. деньгами и 60 млн. руб. облигациями, отправили на фронт более 322 тыс. теплых вещей, на собственные средства строили самолеты и танки.

Героической страницей в истории Великой Отечественной войны является военная блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня, которая вызвала патриотический подъем у жителей республики, огромное желание помочь жителям и защитникам блокадного города, Ленинградской области.

Задача статьи – рассмотреть и проанализировать выявленные документы Государственного архива Республики Бурятия и материалы периодической печати о помощи Бурят-Монголии Ленинграду и Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны, а также об уроженцах республики – участниках боев под Ленинградом.

Первая группа документов связана с историей самоотверженной помощи народа Бурят-Монголии фронту, блокадному Ленинграду и Ленинградской области – это документы фондов партийных, советских, комсомольских организаций, заводов, фабрик, колхозов и т.д., материалы периодической печати, в частности газеты «Бурят-Монгольская правда».     

В начале 1942 г. в Бурят-Монгольской республике начинается движение в помощь жителям Ленинграда и Ленинградской области в обеспечении продовольствием. Документы архива свидетельствует об исключительном патриотизме районов, которые начали поставлять скот для Ленинградской области, например, согласно плану от 19 марта 1942 г. блокадному Ленинграду 19 районов республики должны были поставить 10000 голов малого и крупного рогатого скота[1].

Колхозники, сами находясь в затруднительном положении, отправляли скот для блокадного Ленинграда. Протокол заседания правления колхоза «Красный Октябрь» Селенгинского аймака (района) БМАССР от 18 марта 1942 г. подтверждает факт выделения крупного рогатого скота, овец и коз для Ленинградской области в количестве 30 голов[2].

Статья В. Славуцкого в газете «Бурят-Монгольская правда» рассказывает о том, как колхозы и колхозники Кяхтинского аймака выделили из своих ферм и личных хозяйств скот для колхозов Ленинградской области, освобожденных от немецких оккупантов, например, сельскохозяйственные артели «Искра», им. Ленина, «Комбайн» и «Путь Октября» Тамирского сельсовета поставили 95 овец и коз, 6 свиней и 6 голов крупного рогатого скота, Усть-Кяхтинского сельсовета – 11 голов крупного рогатого скота, 13 свиней, 70 овец и коз, всего по аймаку к 29 марта 1942 г. уже отправлено в Ленинградскую область 36 голов крупного рогатого скота, 285 овец и коз и 19 свиней, еще 78 голов скота всех видов выделили колхозники из своих личных хозяйств[3].

1 мая 1942 г. в газете «Бурят-Монгольская правда» было опубликовано письмо руководителей города Ленинграда – секретаря горкома ВКП(б) А. Кузнецова и председателя Ленинградского исполкома П. Левина, в котором они благодарили «от имени трудящихся города Ленина горячо, от всего сердца» жителей Бурят-Монголии «за внимание и братскую помощь продовольствием ленинградцам»[4].

В мае 1942 г. делегация Бурят-Монгольской АССР прибыла на Северо-Западный фронт и привезла подарки бойцам, командирам и политработникам, а также доставила «два вагона вещей и белья для населения, пострадавшего от немецких грабителей и поджигателей». В своем обращении к жителям Ленинграда и Ленинградской области делегаты написали, что «по поручению и доверию бурят-монгольского народа, живущего за 7000 км от вас, далеко за седыми скалами Байкала, но близкого вам горячим сердцем советских патриотов» передают пламенный привет, что «трудящиеся Бурят-Монгольской АССР своим упорным трудом в тылу будут каждый день и каждый час помогать Красной армии хлебом, мясом, вооружением и боеприпасами громить врага»[5].

Еще один документ – это рукописное письмо с благодарностью от партизан трех районов Ленинградской области трудящимся Бурят-Монголии за отправленные подарки (май 1942 г.). В письме, пронизанном чувством искренней благодарности, партизаны Ленинградской области обращаются к трудящимся Бурят-Монголии: «…передаем вам большевистское спасибо за ваши подарки, присланные на Северо-Западный фронт. Крепко жмем ваши руки …»[6]. Позже, 1 июля 1942 г. это письмо было опубликовано в «Бурят-Монгольской правде»[7].

Другой пример: в феврале 1943 г. для партизан Ленинградской области из Бурят-Монголии были отправлены теплые вещи: 1000 пар валенок, 351 штука полушубков, 207 пар меховых рукавиц, 419 пар шерстяных варежек и т.д.[8]

Следующая группа документов Госархива Бурятии – это документы личного происхождения: дневники участников Великой Отечественной войны, воспоминания участников боев под Ленинградом, а также статьи в периодической печати, рассказывающие о боевых подвигах уроженцев Бурят-Монголии. Так, в дневнике Героя Советского Союза полковника Владимира Борсоева есть эмоциональная запись от 31 июля 1942 г. о просмотре кинокартины о блокаде Ленинграда: «Вчера в штабе армии посмотрел кинокартину последнего выпуска «Ленинград борется»[9] – замечательно поставлена. Любому человеку становится ясным, какое положение было в Ленинграде зимой 1941–1942 гг. От этой картины душа болит, и все больше и больше становимся злыми и беспощадными к этим сволочам-гитлеровцам»[10].

На Ленинградском фронте сражались Герои Советского Союза Борис Ущев и Петр Харитонов, о подвигах которых Госархив Бурятии бережно хранит документы[11]. Например, в статье Ефима Криченивкера описывается первый воздушный таран Петра Харитонова, за который ему было присвоено звание Героя Советского Союза: «27 июня 1941 г. летчик-истребитель Харитонов охранял воздушные подступы к Ленинграду. В этот день к городу пытался пробраться фашистский бомбардировщик «Юнкерс-88». Перехватив вражеский самолет, Харитонов вступил с ним в бой. Вскоре советский пилот израсходовал все патроны. «Юнкерс», спасаясь от преследования, повернул на запад. Молодой летчик решил любой ценой уничтожить врага. Фронт был уже недалеко, когда Харитонов пошел на воздушный таран. Нагнав врага, он ударом винта своего самолета обрубил «Юнкерсу» хвостовое оперение. Вражеская машина рухнула на землю. Харитонов же довел свою машину до аэродрома и благополучно совершил посадку»[12].

Интересным представляется дневник нашего земляка Мирона Шестакова, участника боев под Ленинградом, в котором он делится подробностями о своих боевых буднях. 15 мая 1943 г., находясь в обороне в с. Сенявино, пригороде Ленинграда, он пишет о редком затишье на фронте: «Сегодня день – чистое золото. В шесть часов утра холмики и прилежащие рощи окутаны дымкой. Неподалеку в рощице кукует кукушка, учащая свой голосок – встречает раннее военное утро. Березы и лес уже распустили свои листочки. Чуть-чуть колышет зеленая травка, а молодые листки, как бы помогая петь песни, шелестят на веточках. Воздух чист и прозрачен. Всходит солнышко, пуская свои лучи по вселенной. О! Как приятно смотреть на это чудесное творение. Зачем будить еще не проснувшуюся природу этими раскатами»[13].

21 августа 1943 г. Мирон Шестаков описывает воздушный бой Героя Советского Союза Петра Харитонова, за которым наблюдал с земли: «Смотрю, один наш самолет летит – вижу ястребок, а от кабины идет большой язык пламени. А тут еще два «Мессера» с хвоста догоняют. Ать меня зло взяло, вытащил пистолет и давай стрелять по немцам. Наш ястребок сразу вниз, сбил как-то пламя и разворачивается на «Мессеров», а те видят, что подбитый, конечно наседают. Наш герой, летчик, развернулся, затянул их вверх по карусели и вступил с ними в борьбу, и что вы думаете. Штопором на одного и прострочил, проиграл как из «Катюши». А! Думаю, так и нужно, от «Мессера» пошло испарение, и сразу пламя, и полетел вниз. Немец-летчик выбросился на парашюте. А второй пошел прочь, наш за ним, не знаю, скрылся с моих глаз»[14].   

В Госархиве Бурятии хранятся воспоминания участников боев под Ленинградом политработника, капитана запаса М. Черных «Не только оружием, но и словом» об участии в боях под Ленинградом[15], ветерана партии, войны и труда Гармы Петрова[16] и других.

Интерес представляют газетные статьи о ветеранах Ленинградского фронта: В. Николаева «Участник Парада Победы» о Владимире Данилове[17], А. Сурмача «247 боевых вылетов» о стрелке-радисте Василии Сафонове[18], Нины Слепневой «Это страшное дело – война» о герое и защитнике Ленинграда Ефреме Тармаханове[19] и другие.

Еще одна группа источников по истории блокады Ленинграда в Госархиве Бурятии – это фотодокументы защитников Ленинграда. Ценность представляют фотографии: встреча защитников Ленинграда в Национальной библиотеке Республики Бурятия 26 января 1994 г., посвященная 50-летию освобождения Ленинграда, среди которых Е.Е. Тармаханов, М.Я. Загузин, Т.И. Богайников[20], блокадница, медсестра В.В. Прозорова, С.В. Антушева, участница отряда самообороны А.Г. Костарева[21], фотографии М.Р. Чойжитова, награжденного орденами Отечественной войны I и II степеней[22] и другие.

Госархив Бурятии бережно хранит документы об истории блокады Ленинграда, свидетельствующие о героической странице в истории нашего народа - блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 

 

Жалсанова Бутит Цыдыпмункуевна, д.и.н.,

директор Государственного автономного учреждения культуры Республики Бурятия «Государственный архив Республики Бурятия»

 

 

[1]ГАРБ. ФР.248. Оп.17. Д.151. Л.94.

[2]ГАРБ. ФР.1496. Оп.1. Д.2. Л.27-28.

[3]Бурят-Монгольская правда. 29 марта 1942 г. № 76. С.2.

[4]Бурят-Монгольская правда. 1 мая 1942 г. № 104. С.1.

[5] ГАРБ. ФП.1. Оп.1. Д. 4103. Л.46-47.

[6]ГАРБ. ФП.1. Оп.1. Д.4011. Л.39-40.

[7]Бурят-Монгольская правда. 1 июля1942 г. № 76. С.1.

[8]ГАРБ. ФП.1. Оп.1. Д.3935. Л.5.

[9] Речь идет, возможно о фильме «Ленинград в борьбе», съемки картины велись в Ленинграде с июня 1941 г. по апрель 1942 г. и свидетельствовали о тяжелых днях блокады. Режиссеры фильма: Роман Корнман, Николай Комаревцев, Валерий Соловцов, Ефим Учитель.

[10]ГАРБ. ФР.1742. Оп.1. Д.1. Л.59.

[11] ГАРБ. ФР.1971. Оп.1. Д.23. Л.3об. ФР.1971. Оп.1. Д.80. Л.1-5, Л.9., Л.11-13

[12] ГАРБ. ФР. 1971. Оп. 1. Д. 19. Л. 2.

[13] ГАРБ. ФР.2222. Оп.1. Д.210. Л.8-8 об.

[14] ГАРБ. ФР.2222. Оп.1. Д.210. Л.12-12 об.

[15]ГАРБ. ФР.2222. Оп.1. Д.8. Л.88-93.

[16]ГАРБ. ФР.2222. Оп.1. Д.8. Л.61-64.

[17] ГАРБ.ФР.2222. Оп.1. Д.7. Л.12-15.

[18] ГАРБ. ФР.2222. Оп.1. Д.8. Л.67-70.

[19] ГАРБ.ФР.2222. Оп.1. Д.8. Л.75-78.

[20] ГАРБ. Фотофонд, № 5821.  

[21] ГАРБ. Фотофонд, № 7872.

[22] ГАРБ. Фотофонд, № 5083.  

13:16 27.01.2022
484