Приемная: тел.
(3012) 21-18-82

Электронная почта:

Статья М.М. Сосниной к 170-летию со дня рождения Агвана Доржиева

«Деятель мирового масштаба»

Статья к 170-летию со дня рождения выдающегося религиозного и общественного деятеля Агвана Доржиева

 

«…И я, не считаясь ни с какими соображениями кроме блага моего народа,

составляющего часть великой Российской державы, готов всегда по

мере своих сил способствовать ее дальнейшему возвеличиванию…»

(Из письма Агвана Доржиева министру иностранных дел России В.М. Ламсдорфу)

 

Личность Агвана Доржиева – религиозного и общественного деятеля, дипломата всегда вызывает повышенный интерес у исследователей в первую очередь из-за своей неординарности и значимости для религиозной и общественной жизни бурятского населения.

В стенах Государственного архива Республики Бурятия на хранении имеется фонд ФР.643 «Бандидо-хамбо лама Агван Доржиев - представитель Тибета в СССР (1853-1938)». В этом фонде хранятся уникальные документы, свидетельствующие о жизни и деятельности личности, оставившей яркий след в истории упрочнения буддизма в России и в установлении дипломатических отношений между Россией и Тибетом – это Положение о главном управлении по делам буддийского вероисповедания; протоколы собраний верующих буддистов; различные доклады и докладные записки Доржиева о буддизме; список верующих буддистов, направляемых в Москву на съезд буддистов; переписка с Министерством иностранных дел СССР  и т.д. Практически все документы, имеющиеся в фонде, составлены на монгольской письменности.

Большую ценность представляет записная книжка Агвана Доржиева [1], в которой хранится фрагмент хадака (ритуальный длинный шарф) в котором бережно завернуты изображения двух божеств. Этих божеств он постоянно носил при себе как защиту и покровительство высших сил.

В 1993 г. сотрудниками архива был издан сборник архивных документов «Страницы из жизни Агвана Доржиева», содержащий в себе переводы документов из его фонда с монгольской письменности на русский язык для облегчения работы исследователей в получении правильного представления о его личности. Здесь же можно ознакомиться с интереснейшей автобиографией Агвана Доржиева, которую он в 1921 г. изложил на монгольском языке в стихотворной форме. В сборнике опубликован перевод на бурятский язык [2].

Агван Доржиев родился в 1853 г. в улусе Хара-Шибирь (ныне Заиграевский район Республики Бурятия).  Был хувараком в Шолотском дацане (с. Шолоты, Заиграевского района). В 14 лет он побывал в Урге, где принял буддийские обеты, а возрасте 19 лет решил отправиться в Тибет с целью получения буддийского образования. После 12 лет обучения, в 1888 г. успешно закончил престижную в то время в Тибете Брайбунскую богословскую академию с высшей ученой степенью «лхарамба» и был зачислен в штат ближайшего окружения Далай-Ламы в качестве наставника и учителя Его Святейшества [3].

Оставаясь наставником Далай-Ламы, Агван Доржиев выполнял дипломатическую миссию посредника между Тибетом и Россией. Благодаря его мудрой и взвешенной политике, между Тибетом и Россией устанавливается благоприятная двусторонняя связь, а он сам в 1901 г. становится полномочным представителем Тибета в России [4].

Значительный вклад Доржиев внес в развертывание национального движения. В 1905 г. на Общебурятском съезде, который состоялся в Чите, он выступал за развитие самоуправления у бурят и полностью поддерживал программные требования Бурятского национального комитета (Бурнацкома) – предоставление бурятам национальной автономии, развитие бурятской национальной культуры и национальной школы, полная свобода вероисповедания и распространения буддизма среди бурят [5].

Стоит отметить, что его религиозная деятельность была такой же успешной, как и политическая. Во многом, благодаря ему, широкое распространение в России получает буддизм. Так, в 1908-1915 гг. в столице Российской империи, в г. Санкт-Петербург, на личные средства Доржиева был построен буддийских храм [6]. Присутствующий при разговоре Агвана Доржиева и императора Николая II балтийский буддист Карлис Алексис Тепнисопс описал их диалог так: «Царь проявил огромный интерес к архитектурным деталям предполагаемого буддийского храма и обратился с несколькими вопросами к Агвану Доржиеву. Монарх кивал одобрительно, когда слушал ответы ламы…» [7].

Кроме того, в это время строятся новые дацаны на территориях Бурятии, Иркутской области и хуралы в Калмыкии [8].

Считая своей главной целью распространение буддизма и его философии, Агван Доржиев читал свои лекции в некоторых городах Европы, упоминания о нем можно встретить в газетах Рима, Парижа и Лондона [9].

Будучи человеком высокообразованным, Агван Доржиев многое делал для повышения уровня просвещенности среди бурятского населения. Он, совместно с бурятским ученым Цыбеном Жамцарано, работал над созданием нового бурят-монгольского алфавита в 1905 г. на основе монгольской классической и ойратской письменности, получивший название «агвановский алфавит». Цыбен Жамцарано писал: «Создатель алфавита, или, реформатор, имея в перспективе неодномиллионный монгольский народ с определенной письменностью и с растущей литературой, не мог, конечно, рекомендовать монголам совершенно чуждый им алфавит латинского типа…» [10].

Также, Агван Доржиев и Цыбен Жамцарано в 1906 г. в Санкт-Петербурге основали издательство «Наран» («Солнце»), выпускающее книги на монгольском языке – целый ряд книг, учебных пособий, научных, исторических, духовных и других изданий и сборников [11].

По инициативе А. Доржиева в 1908 г. была открыта литография-типография при Ацагатском дацане, в которой было напечатано немало ценных книг на монгольском и тибетском языках [12].

Исключительные дипломатические способности позволили Доржиеву добиться признания Китаем независимости Тибета и Монголии – 11 января 1913 г. в Урге был подписан тибетско-монгольский договор, где Агван Доржиев выступал от имени Далай-Ламы XIII [13].

В 1926 г. Агван Доржиев выступил с докладом «Буддизм как культура Востока» на 1-й международной выставке в Ленинграде, в котором он изложил основные идеи философии буддизма и основные моменты учения Будды: «Кроме религиозно-бытовой культуры буддизм дал кое-чего существенного и оригинального и в другом отношении, в области истории идеологической мысли человечества. В этом отношении буддизм дал неподражаемые по глубине, широте и самобытности образцы общечеловеческих идей, философских, гносеологических, методологических и прочих систем и отдельных теорий, которые даже для современных представителей цивилизованной Европы имеют не только историческое, но и теоретическое значение…» [14].

За время своей деятельности Агван Доржиев написал большое количество трудов в области богословия, художественной и исторической литературы. Он является автором исторического труда «Исторический очерк о том, когда и откуда отделился монголо-бурятский народ, в какой стране, в какое время и с какими хаганами жил он и прочее», изданного в 1906-1907 гг. в Ацагатском дацане [15].

В 1994 г. в г. Улан-Удэ было издано его автобиографическое сочинение на русском и бурятском языках «Предание о кругосветном путешествии» или повествование о жизни Агвана Доржиева». В 2003 г. в Москве вышла автобиография А. Доржиева «Агван Доржиев. Занимательные записки. Описание путешествия вокруг света» [16].

Также, Агван Доржиев известен миру как автор многих ценнейших работ по буддийской философии и по жизнеописанию Будды.

Его рукой написана книга-биография Будды «Житие победоносно отошедшего Всемогущего, именуемое «Солнечный свет, кратко раскрывающий лотос учения», в которой использовались тибетские и монгольские источники [17].

Активные действия советской власти против ламаизма, начавшиеся в середине 1920-х гг. XX столетия, отразились и на деятельности Агвана Доржиева. Массовые закрытия дацанов и репрессии не обошли его стороной. Так, в ноябре 1937 г. Агван Доржиев был арестован. Позже он умер в одной больниц в г. Улан-Удэ. В 1990 г. выдающийся бурятский деятель был реабилитирован.

Агван Доржиев – выдающийся религиозный и общественно-политический деятель, пользующийся огромным авторитетом на международной арене как крупнейший буддийский лидер, и как талантливый политик и дипломат. Благодаря своей деятельности, он до сих пор остается одной из ключевых фигур в истории российского буддизма XX века. Являясь одним из ярчайших представителей бурят-монгольского национального движения, он также вошел в историю становления бурятской государственности.  

 

Главный архивист отдела публикации документов

ГАУК РБ "ГАРБ" М.М. Соснина

Источники и литература:

  1. ГАРБ. ФР.643. Оп.1. Д.14
  2. Страницы из жизни Агвана Доржиева [сборник архивных документов] / Авторы-составители: Нимаев Р.Д., Хашитова В.Ч., Очирова Г.Н., Шагдаров Ж.М., Батомункуев В.Г. – с. Иволгинск: Иволгинская типография Министерства печати Республики Бурятия, 1993. С.5-26
  3. Там же.
  4. ГАРБ. ФР.2634. Оп.1. Д.153. Л.1
  5. ГАРБ. ФР.2187. Оп.1. Д.90. Л.2
  6. ГАРБ. ФР.1857. Оп.1. Д.258. Л.17
  7. ГАРБ. ФР.2106. Оп.1. Д.117. Л.1
  8. Страницы из жизни Агвана Доржиева [сборник архивных документов] / Авторы-составители: Нимаев Р.Д., Хашитова В.Ч., Очирова Г.Н., Шагдаров Ж.М., Батомункуев В.Г. – с. Иволгинск: Иволгинская типография Министерства печати Республики Бурятия, 1993. С.1
  9. ГАРБ. ФР.1857. Оп.1. Д.258. Л.17
  10. ГАРБ. ФР.2187. Оп.1. Д.90. Л.2
  11. Там же.
  12. Там же.
  13. ГАРБ. ФР.2187. Оп.1. Д.90. Л.1
  14. ГАРБ. ФР.643. Оп.1. Д.7. Л.14-15
  15. ГАРБ. ФР.2187. Оп.1. Д.90. Л.3
  16. ГАРБ. ФР.2187. Оп.1. Д.90. Л.2
  17. ГАРБ. ФР.2187. Оп.1. Д.90. Л.3

 

 

 

 

 

10:39 27.03.2023
467