Приемная: тел.
(3012) 21-18-82

Электронная почта:

Статья К 100 -летию со дня образования Министерства образования и науки Республики Бурятия

     М.С. Новолодская

главный архивист

 Государственного архива Республики Бурятия

 

Статья

К 100 -летию со дня образования Министерства образования и науки Республики Бурятия

  

30 мая 1923 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление об образовании Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики[1]. Для обеспечения успешной жизнедеятельности республики как государственного образования необходимо было создать единую систему органов государственной власти и управления.

12 сентября 1923 г. Всероссийский Центральный исполнительный Комитет (ВЦИК) утвердил «Положение о государственном устройстве БМАССР», согласно которому Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика (БМАССР) вошла в состав РСФСР как ее федеративная часть с центром в г. Верхнеудинск. Согласно Положению, для управления делами БМАССР были учреждены народные комиссариаты, в числе которых был наркомат просвещения[2]. Народным комиссариатом просвещения стал Базар Барадин. Народный комиссариат просвещения занимался руководством, финансированием и расширением школьной сети БМАССР. 

Согласно протоколу заседания Революционного комитета БМАССР от 15 сентября 1923 г. было утверждено Положение о Наркомпросе БМАССР, согласно которому был утвержден штат в количестве 34 сотрудников. Кроме того, при Наркомпросе был создан Отдел издательства[3], его штат составил 12 человек[4]. Чуть позже штатная численность наркомата была сокращена. Так, согласно протоколу заседания Революционного комитета БМАССР от 20 октября 1923 г. центральный аппарат Наркомпроса был сокращен до 26 человек, а по издательскому отделу до 10 человек. Кроме того, по аймачным отделам штат составил 38 человек[5].

12 декабря 1923 г. было утверждено общее Положение об инспекции народного образования при Наркомпросе БМАССР, согласно которому в целях планомерного наблюдения и контроля за деятельностью местных органов и учреждений народного образования, подведомственных Наркомпросу, утверждалась центральная аймачная инспекция народного образования. В обязанности инспекции входила ревизия учреждений народного образования, а также соблюдения ими всех декретов и постановлений исходящих от ЦИК и СНК БМАССР.[6]

Еще в январе 1923 г. в с. Пестерево Верхнеудинского уезда состоялся I съезд работников просвещения Прибайкалья. Педагоги выступили с докладами об итогах проведения реформы просвещения, а также обсудили вопрос материального положения сельских учителей. Съезд определил основные направления развития народного образования в Бурятии[7]. Основной задачей стало содействие всей системы образования культурному подъему и индустриализации страны.

Народным комиссариатом просвещения БМАССР была разработана инструкция по приему в высшие учебные заведения на 1922-1923 гг. Для этого учреждались местные приемные комиссии, которые вели прием документов поступающих граждан[8].

Активно велось школьное строительство в аймаках республики. Открываются избы читальни, ведется работа по подготовке педагогических кадров. 1923-1924 гг. характеризуются организационным периодом по выработке основных положений и инструкций для учебных и культурно-просветительских учреждений, а также началом формирования штатов учреждений народного образования, создание материально-технической базы, что требовало финансовых вложений. В 1923 г. в республике числится 449 школ первой ступени, в которых педагогический персонал составил 609 человек, а общее число обучающихся 17130 человек[9].

В целях содействия культурному развитию бурят-монгольской трудовой массы и распространению идей социалистической культуры путем реализации бурят-монгольского языка в области просвещения был создан Бурят-Монгольский ученый комитет, а 24 декабря 1923 г. было принято положение о ученом комитете[10]. Общее руководство Буручкомом и его финансовое содержание было возложено на Народный комиссариат просвещения БМАССР. Председателем Буручкома стал Базар Барадин. В 1925 г. Буручком выходит из состава Народного комиссариата просвещения, а в 1929 г. он был реорганизован в Бурят-Монгольский государственный институт культуры, директором которого стал Иннокентий Хабаев.

7 ноября 1924 г. в г. Верхнеудинске был открыт Бурят-Монгольский педагогический техникум им. В.И. Ленина[11], который станет первым педагогическим учебным заведением по подготовке педагогических кадров в БМАССР.

В этот период идет усиление культурного строительства на территории республики, а также активное укомплектование школ в аймаках республики педагогическими работниками. Проходит агитационная компания по отдаче бурятских детей в профессиональные учебные заведения – школы. В связи с этим начинают работу красные юрты-передвижки. Идет работа по строительству и улучшению материально-технической базы школ. Кроме того, идет работа по ликвидации безграмотности среди взрослого населения республики. В сельской местности открываются избы читальни. Особое внимание уделяется районам с большим преобладанием скотоводческого хозяйства, такие, как Агинский, Тункинский, Кяхтинский и Закаменский.

Активно ведет работу Комиссия по улучшению труда и быта женщин, которая организовывала кружки практических занятий по домоводству – кройки и шитья. Проводится работа по открытию детских яслей и садов, и как следствие, вовлечение женщин в сельское хозяйство и промышленное производство.

 В 1926 г. Наркомпросом разрабатывается циркуляр о введении всеобщего начального обучения в 1931-1932 гг., в частности, развертывание строительства школ первой ступени. При этом стоимость новых зданий однокомплектных школ составил 5894 руб., а двухкомплектных – 7789 руб.[12]

По итогам первой культурной пятилетки (1928-1932 гг.) в культурном строительстве БМАССР были достигнуты значительные успехи. Охват детей дошкольными учреждениями в 1928-1929 гг. составил 2160 чел., а в 1932 г. уже 14200 чел. К 1932 г. завершается перевод детей на всеобщее начальное обучение и перевод бурятской школы на пятилетний срок обучения. На 10 апреля 1932 г. количество грамотного населения в республике составило 69 %. Количество изб-читален к концу пятилетки составило 2146, красных юрт 20, домов буряток 10, библиотек 23[13].

Усиливается работа по подготовке специалистов для сельского хозяйства и промышленности. Большое значение в подготовке кадров имело открытие агропедагогического института в г. Верхнеудинске постановлением СНК БМАССР от 10 января 1932 г. (ныне Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова)[14]. Молодые специалисты после окончания средних и высших учебных учреждений по направлению направлялись работать в различные отрасли народного хозяйства.

Основной задачей второй культурной пятилетки (1933-1937 гг.) стала окончательная ликвидация безграмотности и превращение всего трудового населения республики в сознательных граждан. Охват подготовки в школах БМАССР на 20 сентября 1933 г. по районам республики был следующий: Агинский – 95,2 %, Тункинский – 95 %, Боханский – 88 %, Хоринский – 67 %, Мухоршибирский -5 %, Кабанский – 51,6 % [15].

4 апреля 1934 г. постановлением СНК БМАССР программно-методический институт Наркомпроса был реорганизован в институт повышения квалификации педагогов[16]. Институт сыграет большую роль в подготовке кадров для народного хозяйства республики.

Согласно сведениям о количестве учащихся с 1 по 4 классы начальной, неполной средней школы по аймакам БМАССР на 1936-1937 учебные годы, выпуск учащихся  в 1936 г. составил 14445 чел., а   в 1937 г. уже 15820 чел.[17]

В дальнейшем Наркомпрос БМАССР ставит акцент на открытие начальных средних вечерних школ для взрослого населения. При этом, обучение проводилось в школах в третью смену. В свою очередь руководство школ контролировало посещаемость взрослыми учащимися вечерних занятий. В школах кроме основной учебной программы проводились занятия по политико-просветительской работе. Если в 1938-1939 гг. общее количество школ в республике составляло 23, с общим количеством классов 85, то в 1939-1940 гг. количество школ уже составило 31[18].

В годы Великой Отечественной войны уменьшилось число школ, количество учителей и учащихся. В связи с уходом на фронт, ряды квалифицированных учителей пополнились людьми, не имеющими специального образования. Учебно-материальная база школ ухудшилась. Многие здания учебных учреждений были заняты под эвакогоспитали. Так, в сведениях Наркомздрава БМАССР о готовности эвакогоспиталей на 1 октября 1941 г. значатся эвакогоспиталя под №№ 1485 и 1486. Эвакогоспиталь № 1485 располагался в двух зданиях Сельхозтехникума, а № 1486 располагался в зданиях Педагогического училища, кооперативного техникума и школы № 32 г. Улан-Удэ[19].

 12 ноября 1943 г. постановлением СНК БМАССР было введено обязательное обучение детей с семилетнего возраста в начальных, неполных средних и средних школах республики[20].

18 марта 1946 г. в результате принятия закона о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР наркоматы были ликвидированы, а их функции перешли к министерствам. 27 марта 1946 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета БМАССР о преобразовании СНК БМАССР в Совет Министров БМАССР[21]. Наркомпрос БМАССР был преобразован в Министерство просвещения БМАССР.

В послевоенные годы в сельском хозяйстве и на производстве возникает острый дефицит трудовых кадров. Решение этой проблемы зависело напрямую от школьного образования. Повсеместно на территории республики начинается открытие общеобразовательных школ. В городах, рабочих посёлках, на крупных предприятиях, стройках, узловых станциях начали работать школы рабочей молодежи. Основная цель – повышение качества знаний рабочих и выполнение народнохозяйственного плана. Согласно годовому информационному отчету о работе школ молодежи в БМАССР за 1947-1948 гг., обучение в школах прошло 1445 чел.[22]

В 1948 г. Министерство просвещения БМАССР получило 3826 тыс. руб. из бюджета республики. На эти средства был произведен капитальный ремонт зданий школ, интернатов, детских домов, детских садов, домов пионеров, института усовершенствования учителей. Капитальный ремонт был произведён в 108 школах и 27 интернатах республики[23].  Количество учащихся в 1947-1948 учебном году составило 76030 чел., а в 1948-1949 учебном году 87771 учащихся[24]. Тем не менее, главной проблемой продолжало оставаться плохое материально-техническое оснащение зданий школ.

Распоряжением Совета Министров БМАССР от 2 ноября 1950 г. Министерству просвещения БМАССР разрешалось расходовать средства, полученные от реализации продукции подсобных хозяйств и учебно-производственных мастерских детских домов и школ-интернатов, на приобретение оборудования, а также на строительство подсобных помещений и хозяйственных построек для детских домов[25].

В начале 1950-х гг. принимались меры по улучшению материально-технических условий школ республики. Существовал дефицит педагогических кадров, который решался переподготовкой или повышением квалификации через курсы усовершенствования. В этот период работу проводил институт усовершенствования учителей.

Связь между школами, средними специальными и высшими учреждениями и комсомольскими организациями укреплялась. Существенно увеличилась сеть школ, в результате увеличился контингент учащихся. Сеть школ молодежи ширилась. Если в 1949 г. было всего 9 школ рабочей молодежи, то в 1950-1951 учебном году их стало 11[26]. Были открыты школы рабочей молодежи при Гусиноозерском руднике в п. Шахты Селенгинского района и в г. Бабушкино при Клюевском лесозаводе, в г. Улан-Удэ ШРМ № 6, в п. Чикой Кяхтинского района и др.

В период с 1950 по 1951 гг. в республике было построено пять новых школьных зданий на 1760 мест. Капитальный ремонт выполнен в 39 школах и 24 интернатах. Количество учебников для школ в 1950 г. составило 393,4 тыс. экземпляров[27]. Большой акцент ставится на преподавание русского языка и истории.

Согласно отчету об итогах учебно-воспитательной работы в школах г. Улан-Удэ за 1953-1954 учебный год многие школы были охвачены всеобучем. Пять семилетних школ г. Улан-Удэ № 4, 8, 23, 33, 35 были реорганизованы в средние школы, две начальные № 31 и № 36 в семилетние школы и дополнительно была открыта одна семилетняя школа рабочей молодежи. Контингент учащихся 8-10 классов увеличился на 1064 человека по сравнению с 1952 учебным годом[28].

В 1954-1955 учебном году проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение преподавания русского языка в школах. Министерством просвещения республики проводилась проверка начальных семилетних школ. Изучалась работа учителей русского языка, учителя отправлялись на курсы усовершенствования. В школах республики проводилась методическая работа, работа по подготовке и изданию новых учебников и учебных программ по русскому языку, мероприятия по улучшению качества знаний учащихся по точным предметам, таким как математика, физика и химия. В результате улучшения учебно-воспитательной работы качество знаний учащихся улучшилось. Шла работа по организации отдыха детей в летних лагерях не только республики, но и страны.

Пионерские организации направляли свою работу на повышение успеваемости учащихся, а также укрепление дисциплины в школе. В школах формируются пионерские дружины. Кроме того, организуется внеклассная и внешкольная работа, организация кружков – литературных, математических, физико-технических, художественного творчества и др.

 План повышения квалификации усовершенствования учителей БМАССР за 1955-1956 учебный год был выполнен на 88, 5 %, руководящих работников на 93 %[29]. По состоянию на 1 сентября 1954 г. количество школ в республики составило 612 - в городе 67, в селе 545[30]. При этом народнохозяйственный план на 1954 г. по всеобучу в школах республики был не выполнен на 6,2 %[31].

Происходит укрепление учебно-материальной базы в политехнических школах. Так, в 1956-1957 учебных годах в политехнические учебные заведения поступило 124 станка, 35 передвижных электростанций, 32 киноаппарата. В сумме поставка оборудования составила в 1956 г. на 1,7 млн. руб., а в 1957 г. 700 тыс. руб.[32]

На 1 сентября 1957 г. всего в Бурятской АССР числится 586 школ, из них 65 в городе и 521 в селе. Из них начальных школ – 370, семилетних – 113 и средних – 103. Всего в республике работает 149 интерната с контингентом учащихся 5854 человек[33].

Проводятся республиканские смотры-конкурсы на лучший пришкольный участок, в котором рассматривается правильное размещение сельскохозяйственных культур и оформление участка. В 8-9 классах ведется преподавание практикумов и основ сельского хозяйства. Проводятся практические работы по растениеводству и животноводству. Осуществляется трудовое воспитание учащихся в учебных мастерских при школах.

  Министерством просвещения Бурятской АССР организовывались дополнительные группы по изучению иностранного языка в школах республики, в частности, Мухоршибирской, Иволгинской, Ильинской, Каменской и Харганатской семилетних школах[34]. Особый акцент ставился на капитальное строительство школьных зданий. Так, в 1959 г. объем капитальных вложений составил 2500 руб., на которую были введены в эксплуатацию здания школ в г. Улан-Удэ, в г. Кяхте, в рабочем поселке Нижне-Ангарск, в с. Унэгэтэй и т.д.[35]

Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 2 июня 1959 г. с 1 сентября 1959 г. в с. Усть-Урма  Селенгинского аймака и в с. Цакир Закаменского аймака  открылись восьмилетние школы – интернаты на 120 мест в каждой, с ежегодным приемом по 30 учащихся в первый класс[36].

13 октября 1960 г. постановлением Совета Министров Бурятской АССР в г. Улан-Удэ был образован Восточно-Сибирский библиотечный институт (ныне Восточно-Сибирский государственный институт культуры). При институте были открыты факультеты библиотечный и культурно-просветительной работы.[37]

Промышленное строительство и рост производительности сил требовал подготовки инженерно-технических кадров для промышленности. 2 июля 1962 г. постановлением бюро Бурятского обкома КПСС и Совета Министров Бурятской АССР в г. Улан-Удэ был открыт Восточно-Сибирский технологический институт[38].

В 1964 г. Бурятский педагогический институт оказывал помощь учителям г. Улан-Удэ в вопросе обучения неграмотных или малограмотных. Ректором педагогического института для обучения неграмотных было выделено 150 студентов-культармейцев. В итоге за 1964 г. и первое полугодие 1965 г. по г. Улан-Удэ было обучено: 91 неграмотный и 242 малограмотных.[39]

В целях укрепления связи школы с трудовой жизнью 18 мая 1966 г. вышло постановление Совета Министров Бурятской АССР, согласно которому произошла реорганизация восьмилетних школ в средние общеобразовательные трудовые политехнические школы[40].

2 марта 1967 г. вышло постановление бюро Бурятского обкома КПСС и Совета Министров Бурятской АССР о мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы. В соответствии с задачами народного хозяйственного плана на 1966-1970 гг. было решено обеспечить развитие сети общеобразовательных школ и рост контингента учащихся в них, а также выполнение плановых заданий по строительству школ и укреплению их учебно-материальной базы. Проводились практические мероприятия по переходу ко всеобщему среднему образованию в республике[41].

Министерство просвещения Бурятской АССР приступило к планомерному переводу средних школ на новые учебные программы в соответствии с планом Министерства просвещения СССР. 22 апреля 1967 г. вышло постановление Совета Министров Бурятской АССР об открытии в средних школах классов с углубленным изучением основ наук. В 1967-1968 учебном году открылись классы с углубленным теоретическим и практическим изучением математики и вычислительной техники, физики и электротехники в 9-10 классах средних школ республики. Кроме того, за школами закреплялись высшие учебные заведения и учреждения для оказания им теоретической и практической помощи[42]. Министерство просвещения Бурятской АССР расширяло учебные площади профессионально-технических училищ, а также организовывало широкую сеть краткосрочных курсов с отрывом от производства для подготовки квалифицированных кадров из числа молодежи, оканчивающих общеобразовательные школы, для промышленности, строительства, торговли и бытового обслуживания. Так, 23 сентября 1967 г. согласно постановлению Совета Министров Бурятской АССР в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ была открыта вечерняя школа рабочей молодежи[43].

В 1967 г. за счет капиталовложений Министерства просвещения в республике было введено в эксплуатацию 9 школьных зданий на 3524 места, три детских сада на 215 мест, 5 общежитий площадью 2557 кв. метров, квартир для учителей площадью 1009 кв. метров[44]. Широко развернулось строительство школ и других детских учреждений в районах республики на средства совхозов, колхозов и леспромхозов.

В 1970-1971 учебном году Министерство просвещения Бурятской АССР и органы народного образования сосредоточили свое внимание на дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания детей, выполнении Закона о всеобщем восьмилетнем обучении детей, выполнения планов по успеваемости и качества знаний учащихся. Министерство просвещения республики проводили проверку учебно-воспитательной работы школ районов и города. В марте 1971 г. прошла научно-практическая конференция по вопросам повышения эффективности преподавания русского языка и литературы. Особое внимание Министерство просвещения уделяло работе пионерских организаций, о мерах улучшения учебно-воспитательной работы в школах-интернатах во внеурочное время и др. В 1970 г. 400 школ республики добились полного всеобуча. Если в 1966 г. среднюю общеобразовательную школу окончило 2860 чел., то в 1971 г. – 7767 человек[45]. В 1970-1971 учебном году было открыто четыре школы с углубленным изучением ряда учебных предметов и одна школа с преподаванием ряда предметов на иностранном языке.

10 сентября 1970 г. Министерством просвещения Бурятской АССР были утверждены мероприятия для органов народного образования и для школ по проведению работ по осуществлению всеобщего обязательного восьмилетнего обучения, дальнейшему расширению среднего образования молодежи, детей дошкольного возраста, по повышению идейно-теоретического научного уровня воспитательной работы и укрепление учебно-материальной базы учреждений просвещения[46].

В 1970 гг. Министерством просвещения БМАССР были достигнуты определенные успехи в системе народного образования. Численность школ продолжала расти. Укреплялась учебно-материальная база в вечерних и заочных школах, произошло повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и качества знаний учащихся, укрепление учебно-материальной базы вечерних и заочных школ.  В 1979 учебном году численность учащихся составило 18830, народнохозяйственный план по просвещению был выполнен на 104,6 %, успеваемость составила 95,9 %[47], тем не менее в районных школах республики была нехватка педагогических кадров.

2 июля 1973 г.  вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы. В районных школах Бурятской АССР проводится совершенствование методической работы с учителями сельских школ, а также улучшение материально-технической базы. Так, к 1980 г. в Мухоршибирском районе были введены в строй три новых школы (Шаралдайская, Кусотинская и Никольская) на 1360 ученических мест. Кабинеты школ были оснащены новом оборудованием[48]. Большое внимание уделялось жилищно-бытовым условия учителей в сельской местности.

В 1980-х гг. проводились социалистические соревнования и смотры-конкурсы среди работников просвещения Бурятской АССР. Решением коллегий Министерства просвещения и внутренних дел Бурятской АССР от 29 февраля 1980 г. было принято решение о проведении мероприятий по предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся общеобразовательных школ республики[49]. В частности, проводилась работа по созданию условий для внеклассной и внешкольной воспитательной работы с подростками школ, что способствовало предупреждению безнадзорности и правонарушений детьми. В летнее время увеличился охват школьников различными формами организованного отдыха и труда в летнее время.

Проводилась работа по улучшению качественного состава учительских кадров и руководителей школ. Практически все руководители школ имеют высшее образование, постоянно проводится учеба руководителей школ через семинары. Министерством просвещения Бурятской АССР продолжалось дальнейшее улучшение идеологической и политико-воспитательной работы. Начиная с 1980 г., в школах разрабатываются мероприятия по переводу учащихся 1-х классов на новую учебную программу. В 3-х классах внедряется программа на основе семинарских занятий, укрепляется учебно-материальная база. Вводится новая программа «Музыка» в 1-3 классах школ республики. В школах открываются музыкальные кружки для детей начальной школы. Проводятся мероприятия по оснащению кабинетов музыки специальным оборудованием.

В 1979-1980-х гг. в педагогических коллективах школ, средних и высших учебных образованиях проводится работа по вовлечению учащихся к занятию спортом: спартакиады, соревнования между командами учащихся по различным видам спорта. В школах проводится военно-патриотическая работа, в частности конкурс «зарница».

В 1980-е гг. в целях бережного отношения к учебной литературе проводились конкурсы «Книголюб» или «Юный любитель книги», по итогам которых школьники награждались грамотами и призами, путевками в детские лагеря «Артек» и «Орленок». Народнохозяйственный план по приему учащихся за 1978-1979 гг. был выполнен на 100 %, а в1979-1980 гг. на 108 %. При этом, 99,5 % учащихся учатся в первую смену[50].

На протяжении 1970-1980-х гг. в школах, в средних и высших учебных заведениях большое внимание уделяется формированию у учащихся марксистко-ленинского мировоззрения. Проводится работа по совершенствованию методов обучения. Продолжает разрабатываться методическая литература по эффективным методам преподавания. Постановлением Президиума Верховного Совета Бурятской АССР в целях дальнейшего улучшения воспитательной работы в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах республики с 1 октября 1982 г. вводится преподавание правоведения. Цель – правовое воспитание и предупреждение правонарушений среди учащихся.[51]

Постановлением Министров Бурятской АССР и Областного совета профессиональных союзов от 29 ноября 1982 г. на 1982-1983 гг. учебный год ставилась цель дальнейшего совершенствования всеобщего среднего образования молодежи, а также улучшения условий работы сельской школы[52].

В 1980-е гг. продолжалось открытие школ в сельской местности. Так, например с 1 сентября 1984 г. в п. Уоян Северо-Байкальского района была открыто новое здание школы, оснащенная современным оборудованием. Восьмилетние школы стали реорганизовываться в средние[53].

С 1 октября 1983 г. Целинная восьмилетняя школа Еравнинского района была реорганизована в среднюю. В 1983 г. была открыта средняя общеобразовательная школа в г. Гусиноозерске. С 15 августа 1983 г. Нижне-Талецкая школа Заиграевского района была реорганизована в среднюю.[54]

Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июня 1984 г. шло дальнейшее совершенствование общего среднего образования молодежи и улучшение условий работы общеобразовательной школы. В частности, в 1985-1990 гг. создавались средние общеобразовательные школы с углубленным изучением математики, а также кабинеты с электро-вычислительной техникой. В Бурятской АССР к 1987 г. планировалось открыть одну такую школу.[55]

В целях более полного удовлетворения потребности сельского и городского населения в детских дошкольных учреждениях Советом Министров РСФСР от 5 июня 1984 г. было утверждено дальнейшее улучшение общественного дошкольного воспитания и подготовка детей к обучению в школе. Было решено активно начать строительство детских яслей и садов в районах с высоким уровнем занятости женщин в общественном производстве и в городах-новостройках[56].

 1 августа 1984 г. восьмилетние школы, такие как Ульзутуйская, Тоннельная, Усть-Брянская стали реорганизовываться в средние.  С 15 августа 1984 г. были реорганизованы вечерние школы в с. Тарбагатай, Таловка, Усть-Баргузин, п. Багдарин в учебно-консультационные пункты в связи с малым контингентом молодежи до 30 лет, не имеющей среднего образования.[57]

Министерство просвещения Бурятской АССР делали упор на развитие общеобразовательных школ, укрепление материальной базы учреждений народного образования, совершенствование учебного процесса, улучшения профориентации и трудового обучения учащихся. В 1984 г.  всеми формами среднего образования в республике охвачено 99,7 % учащихся. Финансовые ассигнования выделенные Верховным Советом СССР и РСФСР Министерству Просвещения Бурятской АССР составили 105 тыс. руб.[58]

4 апреля 1986 г. Министерство просвещения СССР утверждает положение о работе малокомплектных школ в условиях перехода на обучение детей с шестилетнего возраста. Особое внимание уделялось малокомплектным школам в сельской местности. Основная цель – охватить обучением всех детей шестилетнего возраста. 28 марта 1985 г. приказом Министерства просвещения Бурятской АССР   в районах республики были открыты подготовительные классы в школах для детей шестилетнего возраста на 1985-1986 учебный год.[59]

Приказом Министерства просвещения Бурятской АССР от 28 июля 1987 г. в целях реализации положения реформы общеобразовательной школы по улучшению дошкольного воспитания в 1987 учебном году утверждено открытие учреждений нового типа «школа-детский сад». С 15 августа 1987 г.  учреждения «школа-детский сад» открывались в малых селах республики. Открывающимся учреждениям выделялось по 0,5 тыс. руб. на приобретение учебно-наглядных пособий[60].

В середине 1980-х гг. республика вступила в полосу политических и социально-экономических преобразований, которые не могли не сказаться на системе образования. Но, несмотря на все трудности, система образования Бурятии выстояла.  В 1990-е гг. из-за недостаточного финансирования и дефицита бюджетных ассигнований, задерживалось издание учебной литературы, в школах остро стоял вопрос нехватки учебных пособий.

27 января 1995 г. прошло заседание коллегии Министерства образования по делам высшей школы и научных учреждений Республики Бурятия. На заседании было решено издавать учебники на бурятском языке для бурятских школ, учебники на эвенкийском языке. Ускорить выпуск литературы о географии и культуре народов Бурятии.

Министерством образования проводятся работы по внедрению педагогических инноваций в образовании. Так, 7 апреля 1995 г. на базе объединения средней школы № 32 и школы-сада № 92 «Медвежонок» была открыта Республиканская школа-лаборатория «Образование  XXI века», в которой было введено непрерывное образование для детей с 5 до 17 лет с учетом национально-региональных условий. 7 апреля 1995 г. в средней школе № 56 г. Улан-Удэ была утверждена программа «Школы диалога культур Запада и Востока», позволяющая решить такие задачи по подготовке, как адаптация, становление личности в условиях многоязычия и поликультурности[61].

2 сентября 1996 г. постановлением Правительства Республики Бурятия были проведены дополнительные меры по укомплектованию сельских общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами. Педагогам в количестве 1940 чел., работающим в сельской местности, был повышен районный коэффициент. Кроме того, вводились дополнительные льготы для сельских учителей[62].

10 марта 1998 г. вышло постановление Правительства Республики Бурятия об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Республики Бурятия, согласно которому Министерство является органом исполнительной власти, обеспечивающим осуществление государственной политики в области дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего  и дополнительного образования, начального профессионального, высшего профессионального и послевузовского профобразования, а также в сфере научной и научно-технической деятельности учреждений высшего профессионального образования. Предельная численность аппарата управления Министерства была установлена в количестве 41 чел.[63]

В 1990-е гг. научно-образовательный процесс развивался в условиях жесткой экономии средств. Тем не менее, сеть образовательных учреждений была сохранена, совершенствуется непрерывная система образования, предпринимаются меры по совершенствованию учебного процесса.  В 1999 г. Министерство образования и науки Бурятии реализует программу «Дети-России», на которую из бюджета республики было выделено 22,67 млн. руб., по которой был построен детский дом в п. Верхняя Березовка. Кроме того, было выделено 600 тыс. руб. на приобретение учебников для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей[64].

30 августа 2000 г. постановлением Правительства Республики Бурятия в целях решения проблемы роста преступности среди несовершеннолетних Министерству образования и науки Республики Бурятия было предписано открыть в с. Шолоты Заиграевского района специальную школу-интернат на 50 мест для несовершеннолетних детей от 11 до 14 лет совершивших уголовные и административные преступления[65].

В 2001 г.  в рамках сотрудничества между Министерством образования и науки Республики Бурятия и Комитетом образования г. Москвы был проведен Всероссийский конкурс «Учитель года» и выставка «Школа года». Организовываются мероприятия по международному сотрудничеству с Монголией в сфере образования. Так, в 2001 г. контингент иностранных граждан обучающихся в высших учебных учреждениях г. Улан-Удэ составил свыше 200 чел. В системе образования работают более 26 тыс. педагогических работников. Обеспеченность учителями с высшим образование составляет 76,5 %. [66]. В с. Кырен, г. Закаменск, г. Северобайкальск открыты филиалы инженерно-педагогического колледжа г. Улан-Удэ. Осуществляются трансграничные (Китай, Монголия, Япония) научно-исследовательские проекты. Преподаватели высших учебных учреждений республики проходят заграничную стажировку по обмену опытом.

В 2001 г. в результате демографического спада за последние 10 лет контингент учащихся образовательных школ сократился на 70 тыс. чел., а число школ на 51. Наполняемость классов была низкая[67]. По целевой программе «Создание и развитие единой корпоративной информационной системы сферы образования и науки Республики Бурятия на 2000-2005 гг.» выделено 3,6 млн. руб.

В 2006 был введен приоритетный национальный проект «Образование» на 2006 г. и задачах на 2007 г. 29 общеобразовательных учреждений республики получили государственную поддержку по 1 млн. руб. на реализацию инновационных программ. 97 учителей победителей конкурса «Лучший учитель» были награждены денежным поощрением в размере 100 тыс. руб. В 2006 г. школы республики получили 27 новых школьных автобусов.[68]

Разрабатывается программа по модернизации образования Республики Бурятия на 2007-2009 гг. Программа включает в себя повышение качества образовательных услуг для населения республики. Введение новый системы оплаты труда для работников образования, создание единой независимой региональной системы оценки качества образования.

Согласно итогам деятельности Министерства образования и науки Республики Бурятия за 2008 г. расходы на одного учащегося сельской школы составили 21,6 тыс. руб. в год, городской школы -12,9 тыс. руб. Общий объем расходов системы образования за 2008 г. составил 8248,9 млн. руб. Количество детей, охваченных разными формами дошкольного образования, увеличилось на 3700 человек. Был сдан в эксплуатацию новый детский сад в п. Энергетик в г. Улан-Удэ на 280 мест, в с. Шанага Бичурского района открыт детский сад на 35 мест[69].

 В Бурятии работают четыре государственных высших учебных заведения -  Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (ВСГУТУ), Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (ВСГАКИ), Бурятский государственный университет (БГУ), Бурятская государственная сельскохозяйственная академия (БГСХА). В 2007 г. в них обучаются более 31,1 тыс. чел., в том числе по очной форме обучения 21,2 тыс. чел. При этом, подготовка кадров ведется по 21 направлениям и 129 специальностям. Высшее профессиональное образование обеспечивают 2071 штатные преподаватели, в том числе докторов наук – 183, кандидатов 1045 чел.[70]

 29 декабря 2011 г. постановлением Правительства Республики Бурятия произошло переименование отдельных государственных учреждений Министерства образования и науки Республики Бурятия. Государственные общеобразовательные учреждения получили статус государственного бюджетного общеобразовательного учреждения (ГБОУ). Всего 25 учреждений[71].

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании», объединяющий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.  13 декабря 2013 г.  Народным Хуралом Республики Бурятия был принят «Закон об образовании»,  школы республики стали проходить модернизацию в рамках национального проекта «Наша новая школа». Обновляется их материально-техническая база, появляются новые компьютерные классы, современное оборудование, в школы проводится интернет.

Учащиеся Бурятии успешно осваивают образовательные программы на основе государственного стандарта и показывают высокие результаты участия в городских, республиканских, российских и международных олимпиадах и научно-практических конференциях, а также в спортивно-массовой работе.

В 2013 г. Министерство образования и науки Бурятии в рамках федеральной программы «Обеспечение жильем молодых семей» предоставляло муниципальным образованиям федеральные субсидии молодым специалистам для приобретения жилья, которые нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, например, Муниципальному образованию «Баргузинский район» субсидия составила 412473,60 руб., а «Баунтовский эвенкийский район» 780,864,00 руб.[72]

Таким образом, Министерство образования и науки Республики Бурятии за сто лет прошло сложный, но интересный путь. От появления первых изб-читален, красных юрт и первых школ, до становления общего, среднего и высшего образования в нашей республике, что положило начало формированию высококвалифицированных кадров в нашей республике. В настоящее время Министерство образования и науки является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования, а также в сфере научной и научно-технической деятельности.

 

 [1] ГАРБ. ФР.2. Оп.1. Д.29. Л.4

[2] ГАРБ. Ф.2. Оп.1. Д.43. Л.69-70

[3] ГАРБ. ФР.60. Оп. 1. Д. 2. Л.27-28

[4] ГАРБ. ФР.60. Оп. 1. Д. 2. Л.36

[5] ГАРБ. ФР.60. Оп. 1. Д. 2. Л.50

[6] ГАРБ. ФР.60. Оп. 1. Д. 2. Л.99-102

[7] ГАРБ. Прибайкальская Правда. 27 января 1923. С.2

[8] ГАРБ. ФР.60. Оп. 1. Д. 1.

[9] ГАРБ. ФР.60. Оп. 1. Д. 2. Л.338-339

[10] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.76. Л.4-4 об.

[11] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.6. Л.19

 

[12] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.20 Л.1

[13] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.42. Л.19-20

[14] ГАРБ ФР.250. Оп.1. Д.494. Л.10

[15] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.45. Л.1

[16] ГАРБ ФР.475. Оп.1. Д.820а. Л.89-90

[17] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.53. Л.6

[18] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.62. Л.9

[19] ГАРБ. ФР.665. Оп.1. Д.35. Л.229

[20] ГАРБ ФР.60. Оп.3. Д.243. Л.38

[21] ГАРБ. ФР.475. Оп.9. Д.62. Л.166.

[22] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.414. Л.1

[23] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1035 Л.8-9

[24] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1035 Л.54

[25] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.648. Л.1

[26] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.418. Л.3

[27] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1037 Л.4-5,7

[28] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1041. Л.1

[29] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.446. Л.1

[30] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.439. Л.3.

[31] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.439. Л.4

[32] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.2284. Л.7

 

[33] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1510. Л.2,4

[34] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.411. Л.17

[35] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.411. Л.28

[36] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.411. Л.83

[37] ГАРБ ФР.755. Оп.1. Д.53. Л.28

[38] ГАРБ. ФР.248. Оп.20. Д.1017. Л.200-201

 

[39] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1134. Л.2

[40] ГАРБ. ФР. 248. Оп. 20. Д. 1723. Л. 86-87.

[41] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1266.Л.13

[42] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1266.Л.25-26

[43] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1266.Л.94

[44] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1266.Л.96

[45] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1485.Л.8

[46] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1484. Л.6

[47] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1973. Л.4

[48] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1973. Л.39

[49] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1973. Л.26

[50] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.1973. Л.34

[51] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.2054. Л.20

[52] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.2054. Л.46

[53] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.2109 Л.6-7

[54] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.2109 Л.123-124, 166

[55] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.2109 Л.12,15,18

[56] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.2109 Л.28

[57] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.2109 Л.31,37

[58] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.2109 Л.51

[59] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.2439. Л.3-4,8-9

[60] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.2438. Л.69-70

[61] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.2786. Л.11,40

[62] ГАРБ. ФР.2028. Оп.1. Д.208. Л.15-16

[63] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.3021. Л.9-10

[64] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.3121. Л.11

[65] ГАРБ. ФР.2028. Оп.1. Д.862. Л.133

[66] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.3355. Л.2,5

[67] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.3872. Л.83

[68] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.3872. Л.2-3

[69] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.3916

[70] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.3894. Л.2

 

[71] ГАРБ. ФР.2028. Оп.1. Д.3975. Л.106-109

[72] ГАРБ ФР.60. Оп.1. Д.4067. Л.1,6

 

16:33 06.07.2023
5966