Приемная: тел.
(3012) 21-18-82

Электронная почта:

Статья, посвященная 250-летию со дня рождения М.М. Сперанского и 200-летию принятия «Устава об управлении инородцев»

М.М. Соснина,

главный архивист отдела

 публикации документов

 

Граф Михаил Михайлович Сперанский вошел в историю как великий русский реформатор, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Его практическая деятельность во многом была связана с реформированием государственно-правовой системы Российской империи.

Михаил Михайлович родился в 12 января 1772 г. в семье сельского священника. Окончив Владимирскую семинарию, как лучший ученик, был направлен в семинарию при Александро-Невской лавре в Петербурге. В 1792 г., окончив курс семинарии, был оставлен в ней в качестве профессора математики, физики и красноречия. В 1795 г. был назначен начальником семинарии. В 1797 г. Михаил Михайлович ушёл из семинарии и поступил на службу в канцелярию генерал-прокурора.

В 1801 г. М. Сперанский получил чин действительного тайного советника и занялся составлением различных государственных указов и манифестов. В 1803-1807 гг. Михаил Михайлович служил в Министерстве внутренних дел.

При непосредственном участии М. Сперанского 20 февраля 1803 года был опубликован знаменитый указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому помещики получали право отпускать крепостных «на волю», наделяя их землей.

В 1807 г. он стал статс-секретарём императора, а в 1808 г. сопровождал Александра I в Эрфурт для встречи с Наполеоном Бонапартом.

В 1809 г. по поручению Александра I М. Сперанский составил план государственных преобразований – «Введение к уложению государственных законов». 

Именным указом от 22 марта 1819 года М. Сперанский получает назначение – генерал-губернатор Сибири, и одновременно ему поручается ревизия управления Сибири.

В 2022 г. исполняется 200 лет знаменитому законодательному акту, составленному М.М. Сперанским после экспедиции по изучению состояния Сибири в 1822 г. – «Уставу об управлении инородцев», определяющему основные принципы административно-территориального деления и управления Забайкальской территорией: «…По сему общему разделению инородцев, определяются права их и обязанности; а дабы сие определение имело подлежащий степень точности, то постановляется правилом при каждой общей переписи, к коей обыкновенно и инородцы исчисляются, наблюдать вышеозначенное разделение и каждый род относить к тому разряду, к коему по образу жизни он принадлежит» [1].

Согласно Уставу, инородческое население делилось на «оседлых», «кочевых» и «бродячих» [2]. «…Все обитающие в Сибири инородные племена, именуемы по ныне ясачными, по различному степени гражданского их образования и по настоящему образу жизни, разделяются на три главные разряда. В первый разряд включаются оседлые, то есть живущие в городах и селениях; во второй- кочевые, занимающие определенные места, по временам года переменяемые; в третий- бродячие или ловцы, переходящие с одного места на другое по рекам и урочищам…» [3].

Ряд статей касался культурной и бытовой жизни инородцев. В вопросах религии «Устав» опирался на принцип веротерпимости. Некрещеные инородцы получали право исповедовать свою религию. Ясачным людям предоставлялось право отдавать детей в правительственные учебные заведения, а также открывать свои училища [4].

«Устав» определял экономическое положение кочевых народов: утверждал находившиеся за ними земли, разрешал торговлю, определял подушную оплату ясака, сборов, выполнения повинностей. Важный экономический принцип, который был утвержден «Уставом», был принцип свободной частной торговли между русским населением и коренными народами Сибири. На коренные народы распространялось уголовное законодательство страны.

«Устав об управлении инородцев» оказал непосредственное влияние и на бурятское население. Буряты относились к кочевому населению, которое приравнивалось к крестьянам в налоговом отношении, но сохраняло самостоятельность в управлении и суде.

У бурят сложилась трехступенчатая административная система управления:

  1. Родовое управление (низшая ступень).
  2. Инородная управа (средняя ступень).
  3. Степная дума (высшая ступень) [5].

Степная дума – высшая административная единица ведомства у бурят, объединяла несколько инородных управ и подчинялась окружному управлению. Состояла из главного родоначальника (тайши), двух его помощников, заседателей (зайсана и шуленги), голов инородных управ и писаря.

В течение 1823-1825 гг. в Иркутской губернии было учреждено 11 степных дум: Аларская, Балаганская, Идинская, Кудинская, Верхоленская, Ольхонская, Тункинская, Кударинская, Баргузинская, Селенгинская и Хоринская. Затем, 1839 г. из Хоринской степной думы выделилась в самостоятельную Агинская степная дума. Соответственно, было создано 12 степных дум. В 1851 г., когда образовалась Забайкальская область, Агинская, Баргузинская, Кударинская, Селенгинская и Хоринская степные думы вышли из ведомства Иркутской губернии и вошли в Забайкальскую область [6].

По «Уставу» Степным думам были предоставлены широкие права и полномочия для решения административных, судебных, хозяйственно-культурных, общественных вопросов во вверенных им ведомствах. Перед ними прямо ставились в обязанность задачи распространения земледелия и народной промышленности, роста общественного имущества, задачи сбора налогов и податей, раскладки денежных сборов и распределения повинностей внутри ведомства, исправления натуральных повинностей, обеспечения контроля над деятельностью органов самоуправления, выбора родоначальников, составления статистических отчетов, в которых указывалось количество земли, скота, посевов, сена, сообщалось об урожае хлебов и трав, о численности населения, приходе и расходе общественных средств. В обязанность думы входили вопросы землепользования, судебные дела по иску калыма, имущества, скота, денег, о потравах посевов, покосов, о кражах и т. д.

Степные думы, инородные управы и родовые управления, как органы местного самоуправления народов Сибири сыграли очень важную роль в их жизни, оказав значительное влияние на социально-политическую, хозяйственную и культурную жизнь.  Опираясь на законы и нормы обычного права, они эффективно осуществляли функции органов местного самоуправления [7].

Государственный архив Республики Бурятия является основным хранителем бесценного документального наследия бурятского народа. Сформировано 12 фондов, документы которых касаются деятельности степных дум: «Кудинская степная дума» (Ф.1), «Селенгинская степная дума» (Ф.2), «Балаганская степная дума» (Ф.3), «Верхоленская степная дума» (Ф.4), «Кударинская степная дума» (Ф.5), «Аларская степная дума» (Ф.6),  «Баргузинская степная дума» (Ф.7), «Хоринская степная дума» (Ф.8), «Ольхонская степная дума» (Ф.12), «Агинская степная дума» (Ф.129), «Тункинская степная дума» (Ф.171), «Главный тайша Хоринской степной думы» (Ф.451).

         Документы, входящие в состав фондов Степных дум, представляют большой интерес для исследователей, ведь в них собрана ценнейшая информация о жизни и деятельности бурятского народа XIX – начала XX вв. Внимательно изучив состав и содержание фонда, можно составить родословную своего рода, а также найти место проживания своих предков. Кроме того, документы расскажут исследователю о жизни тайшей и их помощников, а также о роде их деятельности. Так, в фонде Агинской степной думы (Ф.129) имеются интересные документ – «Формулярный список Самдана Зодбоева, кандидата по главному тайше Агинской Степной думы, почетного тайши», датированного 25 мая 1889 г. [8], «Краткий послужной список о службе Базара Содонова, головы Быркецугольской инородной управы» от ноября 1893 г. [9]. Не меньший интерес представляют различные ведомости, отражающие духовную жизнь бурят, находящиеся на хранении в фонде Хоринской степной думы (Ф.8) – «ведомость о состоянии буддийских дацанов Восточной Сибири, стоимости зданий и внутреннего убранства», датируемая июлем 1835 г. [10]; «Ведомость о количестве комплектных и некомплектных лам и хувараков буддийских дацанов Восточной Сибири» от июля 1835 г.[11].

С 1886 г. по 1890 гг. было произведено преобразование общественного управления бурят, живших в пределах Иркутской губернии, были ликвидированы степные думы и учреждены вместо них более мелкие административные единицы - инородные управы.

Значение сибирской реформы М.М. Сперанского 1822 г. для дальнейшего исторического развития Сибири достаточно велико, они обозначили определенный поворот в «окраинной» политике самодержавия, что говорило о признании необходимости установить для Сибири особую систему управления. «Устав об управлении инородцев» – это пример регионального законодательства, в котором были регламентированы все основные стороны жизни коренного населения Сибири. Безусловно, он значительно повлиял на судьбы народов Сибири.

 

     Список использованной литературы и источников:

 

  1. ПСЗРИ. Ст. 29126. I собр. Спб., 1830. С.394
  2. Дамешек Л.М., Дамешек И.Л. Сибирская реформа М.М. Сперанского 1822 г. как проявление принципов имперского регионализма // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 426. С.88
  3. ПСЗРИ. Ст. 29126. I собр. Спб., 1830. С.394
  4. Дамешек Л. М. Народы Сибири в административной системе Азиатской России XVIII – начала XX века: учеб. Пособие – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016.
  5. Дамешек Л.М., Жалсанова Б.Ц., Курас Л.В. Бурятский этнос в имперской системе власти (XIX – начало XX вв.): монография – Иркутск: Оттиск, 2020. С.342
  6. Дамешек Л.М., Жалсанова Б.Ц., Курас Л.В. Местное самоуправление бурят в XIX – начале XX вв.: от степных дум к волостным правлениям // Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 23. С. 22-35
  7. Жалсанова Б.Ц. История формирования и развития органов местного самоуправления бурят в XIX – начале XX вв.: монография – Иркутск: Оттиск, 2012. С.6
  8. ГАРБ. Ф.129. Оп.1. Д.3856. Л.13-18
  9. ГАРБ. Ф.129. Оп.1. Д.2969. Л.9 об., 10
  10. ГАРБ. Ф.8. Оп.1. Д.888а. Л.2-3
  11. ГАРБ. Ф.8. Оп.1. Д.888а. Л.2-3
16:03 15.08.2022
1386