Приемная: тел.
(3012) 21-18-82

Электронная почта:

Статья, посвященная 130-летию со времени пребывания в Забайкальской области цесаревича Николая Александровича

Соснина М.М.

архивист 1-й категории

отдела публикации документов

 

130 лет назад в Забайкалье произошло событие, оставившее после себя значимый след в истории. В июне 1891 г. по Забайкалью, возвращаясь из своего восточного путешествия, проехал наследник престола цесаревич Николай Александрович. Путь цесаревича Николая по родной стране должен был начаться в г. Владивостоке и закончиться в г. Санкт-Петербурге. По пути его следования началась повсеместная подготовка.

В Государственном архиве Республики Бурятия на хранении имеются документы, свидетельствующие о проезде наследника царского престола. Наибольший интерес представляет «Дело Агинской Степной думы о проезде его Высочества Государя наследника цесаревича Николая Александровича через Забайкальскую область», из фонда Ф.129 «Агинская степная дума», начатое 20 января 1891 г.

Подготовка к столь помпезному событию началась задолго до назначенной даты, после получения циркулярного письма военного губернатора Забайкальской области. В письме военного губернатора Забайкальской области Читинскому окружному начальнику от 21 ноября 1890 г. № 14 содержится информация о том, что «во второй половине июня будущего года через Забайкальскую область изволит проследовать Его Императорское Высочество государь Николай цесаревич»[1].

В циркуляре военного губернатора Забайкальской области Хорошхина окружным начальникам от 13 февраля 1891 г. дано несколько подробных указаний, касающихся проезда по Забайкалью цесаревича Николая Александровича: «<…> Для встречи Его Высочества в попутных станицах, в поселках, деревянных и селениях желательно, чтобы все населения выходили в праздничной одежде. Женщинам и детям разрешается по пути следования ЕГО ВЫСОЧЕСТВА в церковь, в школу и т.д. бросать цветы; но бросать цветы или что-либо другое, например венки, под ноги лошадям воспрещается. <…> Казаки и крестьяне при следовании могут сопровождать Его Высочество и производить джигитовку, но без стрельбы. <…>»[2].

В приложении к циркуляру дано подробное расписание встречи наследника царского престола делегациями на пути его следования[3].

11 марта 1891 г. был издан Проект «О встрече Государя Наследника Цесаревича и предполагаемых предметах для преподношения в дар Его высочеству населением Агинского бурятского ведомства». В данном документе расписаны предметы убранства, предусмотрены подарки его Высочеству, почетный караул и почетное сопровождение, знаменщики, песенники и музыканты: «<…> Для преподношения в дар устроить одну войлочную юрту со следующими принадлежностями: а) юрта имеет быть из 10 решеток деревянных с такой же трубой, основанной на таковых же колах и накинута войлоками, обшитыми различными узорами на шелковых материях, кругом опоясанной волосяными шнурами, обшитыми тоже хорошей материей <…> занавесами внутри из лучших шелковых материй, пол деревянный из тонких теснищ, на котором должны быть войлочные паласы, покрытые зеленым тонким сукном.

    1. В юрте должны быть поставлены столы деревянные, окрашенные для бурхана, на который будут поставлены статуя Будды, перед ним жертвенные серебряные чашечки, количество – семь, и семь серебряных изображений семи сокровищ, серебряный кадильник, колокольчик и раковина.
    2. Сидалище для его высочества с балдахином и шелковыми подушками и перед ним должен быть столик в бурятском вкусе. <…>
    3. Изготовить для подношения его высочеству бурятский национальный костюм из хорошей шелковой материи с моржанами (на мерлушистом меху, с полной выдровой обшивкой, и соболью шапку, с национальной коралловой шишкой).
    4. Серебряный пояс, украшенный кораллами, с ножом и огнивом в серебряной оправе.
    5. При первой встрече его высочеству преподнести сушеный арлал на серебряном блюде. <…>»[4].

Местом встречи Агинской делегацией цесаревича была выбрана станция Туриноповоротный. Из общественного приговора Агинской Степной думы от 27 апреля 1891 г.: «<…> при предстоящем в июне месяце сего года проезде через Забайкальскую область Его Императорского Высочества Государя Наследника цесаревича, местом встречи Августейшего путешественника представителями инородцев Агинского ведомства для принесения Его Высочеству верноподданнических чувств бурятского населения, по распоряжению Областного начальства назначен поселок Туриноповоротный <…>»[5].

В местах остановки свиты цесаревича Николая Александровича было поручено выставить, помимо караулов, почетные делегации, которые должны подносить наследнику престола хлеб-соль. В предписании Читинского окружного начальника волостным станичным правлениям и степным думам Читинского округа от 16 мая 1891 г. написано: «В последствие циркулярного распоряжения Господина Военного Губернатора области от 13 февраля <…>, по поводу проезда по Забайкалью Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, предписываю подведомственным учреждениям, с получения сего доставить мне приговор согласия циркуляра <…> о избранных депутатах для встречи Его Высочества и поднесения хлеба и соли от обществ с указанием в приговорах имен и фамилий избранных в депутацию. <…>»[6].

Встречей с представителями Агинской степной думы цесаревич Николай остался доволен. Буряты Агинских степей тепло встретили и сопроводили своего почетного гостя по всему пути его следования до г. Верхнеудинска, щедро одарив подарками. Впоследствии, 20 июня 1892 г., на имя Главного тайши Агинской степной думы из Петербурга придет телеграмма, в которой цесаревич Николай Александрович благодарит агинских бурят за столь теплый прием: «<…> Государь Наследник Цесаревич вспоминает с удовольствием о пребывании у бурят и благодарит Вас и всех принявших участие в принесенном Его Императорскому Высочеству приветствии. <…>»[7].

         Документы, свидетельствующие о проезде наследника царского престола имеются и в фонде Ф.10 «Верхнеудинская городская Управа». В протоколах Управы 1891 г. члены городской думы обсуждали предстоящую встречу цесаревича, например, 20 марта 1891 г. обсуждалось циркулярное письмо военного губернатора Забайкальской области по поводу проезда по Забайкалью цесаревича Николая Александровича: «<…> Городская Дума, по выслушании этого циркуляра, постановила:

  1. Установить при въезде в город на месте, одобренном Г[осподином] Военным Губернатором Забайкальской области триумфальные ворота;
  2. встретить Его Высочество Государя Наследника Городскому Голове с членами Городской, гласными Думы и почетными гражданами города при триумфальных воротах; причем Городской Голова от имени городского общества имеет поднести Его Высочеству хлеб соль на серебряно- вызолоченном блюде и выразить приветствие; <…>
  3. <…> приготовить помещение для Его Высочества и лиц казенных <…>;
  4. <…> заготовить десять городских экипажей;
  5. ко времени прибытия и на все время пребывания Его Высочества в Верхнеудинске город украсить национальными флагами и иллюминировать. <…>»[8].

Начиная с этого дня все жители г. Верхнеудинска стали тщательно готовиться к приезду наследника царского престола. Это был самый необычный визит в истории города, который вызвал чрезвычайный интерес жителей города и окрестных деревень. Обустраивались дома и придомовые территории, облагораживались улицы города, особенно те, по которым августейшая особа и лица, сопровождающие наследника, торжественно вступят и пройдут по городу. Также властями принято решение об обустройстве дорог, ведущих к городу, и в самом городе: «<…>7. Расчистить на расстоянии 600 сажень вновь предполагаемую дорогу по Читинскому тракту для проезда Его Высочества в г. Верхнеудинск; 8. Исправить спуск с горы по пути следования Его Высочества и устроить боковые барьеры; 9. Выровнять Большую улицу и где потребуется другие улицы – хрящем. <…>; 11. Исправить дороги в черте городских земель; 12. Исправить взвоз при переправе через р. Селенгу на правом берегу этой речки; <…>»[9].

Некоторые здания города, а также церкви требовали ремонта. На заседаниях Городской думы принимались решения на отпуск денежных средств на эти цели.

Было решено открыть класс при Верхнеудинском городском училище. В протоколе от 20 марта 1891 г. говорится: «<…> 16) для увековечения в памяти граждан города столь знаменательного события – предполагаемого посещения Верхнеудинска Его Императорского Высочества Государем Наследником Цесаревичем Великим Князем Николаем Александровичем – открыть при Верхнеудинском Городском Училище, но преобразовать его из Уездного Училища, ремесленный класс, назвав таковой класс по имени Его Высочества Государя Наследника Цесаревича «Николаевским» <…>»[10].

На заседаниях Верхнеудинской городской думы тщательно выбирались лица, которые будут сопровождать цесаревича, в основном это были купцы, чиновники и почетные граждане города.

Встреча наследника царского престола 20 июня 1891 г. в г. Верхнеудинске прошла на высшем уровне. Николаю Александровичу был оказан самый теплый прием. Воодушевившись этим грандиозным событием, городской голова А. В. Овсянкин вместе с двумя членами городской управы П.Т. Труневым и Ф.В. Машановым 23 июня 1891 г. отправили в г. Иркутск, куда уже прибыл Николай Александрович, телеграмму, в которой они выразили свою радость от такого грандиозного события, как посещение августейшей особой г. Верхнеудинск: «<…> Радуясь до глубины души такому великому для города Верхнеудинска событию, как посещение нашего города Вашим Высочеством и видя в том неизмеримую милость своего Монарха, общество города Верхнеудинска вознося 23 сего июня теплые молитвы Господу Богу о благополучном пути следовании Вашего Высочества повергает к стопам Вашим чувства верноподданической преданности <…>. Всепреданнейше просим Ваше Высочество милостиво осчастливить нас пожалованием Вашего портрета для постановки его в нашей Думе <…>»[11].

В ответной телеграмме Николай Александрович выразил жителям города свою благодарность: «<…> портрет для постановки его в Думе послал. Да служит он выражением моего желания всякого преуспевания городу Верхнеудинску. Благодарю за выраженные чувства. Николай»[12].

Столь важное событие, как визит цесаревича Николая Александровича всколыхнуло жизнь провинциального Забайкалья и, несомненно, положительно отразилось на жизни местных жителей. В свою очередь цесаревич Николай Александрович был удивлен местной культурой бурят и их гостеприимством

 

[1] ГАРБ. Ф.129. Оп.1. Д.2952. Л.1

[2] ГАРБ. Ф.129. Оп.1. Д.2952. Л.31об.

[3] ГАРБ. Ф.129. Оп.1. Д.2952. Л.32-32об.

[4] ГАРБ. Ф.129. Оп.1. Д.2952. Л.20-20об.

[5] ГАРБ. Ф.129. Оп.1. Д.2952. Л.69

[6] ГАРБ. Ф.129. Оп.1. Д.2952. Л.180-180об.

[7] ГАРБ. Ф.129. Оп.1. Д.2952. Л.222

[8] ГАРБ. Ф.10. Оп.1. Д.797. Л.12 об.-13

[9] ГАРБ. Ф.10. Оп.1. Д.797. Л.13

[10] ГАРБ. Ф.10. Оп.1. Д.797. Л.14

[11] ГАРБ. Ф.10. Оп.1. Д.797. Л.31

[12] ГАРБ. Ф.10. Оп.1. Д.797. Л.30 об.-31

09:21 24.09.2021
1940