Приемная: тел.
(3012) 21-18-82

Электронная почта:

К 85-летию Монгольского рабочего факультета для подготовки кадров для МНР и Тувы размещена статья Д.В. Цыремпилова

Д.В. Цыремпилов,

главный специалист Отдела

 справочно-поисковых  средств и информатизации

 

Из истории создания и деятельности

Монгольского рабочего факультета в г. Верхнеудинск

В фондах Государственного архива РБ имеется много документов по истории взаимоотношений Бурятии с Монголией, в т.ч. в области образования. В этом смысле большой интерес представляет фонд 462 «Монгольский рабочий факультет (Монголрабфак) Наркомата просвещения РСФСР». История его создания и деятельности явилась важной вехой в развитии советско-монгольских отношений, в становлении национальных кадров Бурят-Монголии, Монгольской народной республики и Республики Тува. Монголрабфак стал одним из первых учебных заведений молодого монгольского государства. Его выпускники впоследствии сыграли важные роли в различных сферах народного хозяйства, культуры и экономики страны.

Создание Монголрабфака было продиктовано тем, что Монгольская Народная Республика, Тува, а также и сама Бурят-Монгольская АССР испытывали острый недостаток в национальных кадрах по различным отраслям народного хозяйства, особенно в просвещении, медицине, народном хозяйстве. [1, Д.18. Л.33об.]

В конце октября 1929 г. правительство СССР предложило организовать в БМАССР Монгольский рабочий факультет в г. Верхнеудинске. С этого времени началась подготовительная работа по открытию Монголрабфака. Из письма представителя БМАССР при Президиуме ВЦИК Д. Убугунова председателю Совета Народных Комиссаров БМАССР т. Доржиеву и председателю Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения) БМАССР т. Уданову от 14 октября 1929 г.: «Наркомпрос РСФСР поручает Бурятскому НКП (Наркомпросу) организацию монгольского рабфака и руководство им. На организацию и содержание рабфака в 1929/30 гг. ассигновано по смете НКП РСФСР 80000 рублей, из коих 30000 уже переведены Бурятскому НКП. НКП РСФСР просил передать Правительству БМАССР следующие его просьбы:

1) Предоставить под Монгольский рабфак хорошее помещение, вполне приспособленное для учебных занятий и жилья, благоустроенное в санитарном отношении.

2) Обеспечить рабфак полностью лучшими педагогическими силами, даже если это будет в ущерб интересам БМАССР.

3) Обеспечить рабфак полностью учебными пособиями и учебниками, переводя для этого существующие пособия и учебники по программе рабфаков. НКП РСФСР предлагает открыть рабфак к 1-му декабря с.г., т. Борисов С.С. считает возможным доставку курсантов произвести к 1-му января 1930 г.». [1, Д.1. Л.2] 20 февраля 1930 г. Монголрабфак начал свои первые занятия с количеством студентов в 70 человек. Заведующим был назначен Ринчино Норбо Ринчинович. [1, Д.1. Л.60]

Монголрабфак занимал особое положение среди учебных заведений СССР. Контингент учащихся состоял в основном из монголов и лишь незначительный процент – тувинцы. Монголрабфак существовал на средства, отпускаемые Наркомпросом РСФСР и частично Наркомпросом БМАССР, руководствовался указаниями НКП РСФСР. Рабфак занимался по программе полной средней школы. Однако продолжительность обучения составляла 6 лет: 2 года на подготовительном отделении и 4 года на основных курсах.

Продолжительность срока обучения объяснялась тем, что Министерство просвещения МНР направляло в рабфак лиц с двух-трехклассным образованием, несмотря на разработанные правила приема в это учебное заведение, что создавало напряженность в выполнении учебного плана за курс средней школы. Преподавание велось на русском и монгольском языках. Первый год деятельности Монголрабфака прошел в поисках рациональных путей организации учебно-воспитательного процесса. Преподавательскому составу пришлось встретиться с большими трудностями. Абсолютное большинство студентов прибывали из далеких уголков Монголии и Тувы, совершенно незнакомые с городской жизнью. Студенты совершенно не знали русского языка, не говоря уже о письменности. Кроме того, значительная часть студентов была подвержена различного рода заболеваниям. [1, Д.18. Л.33] Наряду с организационно-хозяйственными мероприятиями по созданию материальной базы рабфака и комплектованием преподавательского состава, дирекция, партийная, общественные организации уделяли исключительное внимание повышению качества учебных занятий и политико-воспитательной работы среди студентов. Поэтому перед Монголрабфаком были поставлены следующие основные задачи: 1. Подготовка трудящихся аратов МНР и Тувы, рабочих, батраков Бурятии в высшие учебные заведения; 2. Подготовка работников средней квалификации для практической работы в различных отраслях народного хозяйства, народном просвещении, медицине, сельском хозяйстве. [1, Д.18. Л.33]

При непосредственной помощи обкома партии, правительства Бурятской республики Монголрабфак за короткий срок сумел подготовить помещение для учебных занятий и общежития для студентов, создать библиотеку с богатым выбором литературы по различным отраслям науки. В 1940 г. в ней насчитывалось 18590 книг. В 1933 г. было начато строительство нового учебного корпуса, которое было завершено в 1936 г. Администрация рабфака придавала большое значение организации учебных кабинетов, хорошо оснащенных учебно-наглядными пособиями, приборами, оборудованием, такими как военный, физический, химический, естествознания, математики, музыкальный. [1, Д.8. Л.68; Д.73. Л.6] Студенты Монголрабфака были полностью обеспечены бесплатным обмундированием, питанием. В 1937 г. Монголрабфак построил новое общежитие на 250 человек. [1, Д.8. Л.68]

Необходимо отметить, что были в работе Монголрабфака и недостатки. Из письма Заведующего Областным Тубдиспансером Коноваловой Директору Монголрабфака следует: «из 76 обследованных студентов в 1937 г. 17 студентов оказались больны туберкулезом, из 80 обследованных в 1938 г. оказалось 15 студентов больных активной формой туберкулеза. В результате обследования помещений было обнаружено, что студенты живут в сыром здании, недостаточно протопленном. Вентиляция совершенно отсутствует, форточки не открываются. Уборка помещения недостаточно производится, коридоры темные как катакомбы. Питание однообразное, преобладает мясная пища, почти совершенно отсутствует витаминозная пища (овощи, фрукты)». [1, Д.73. Л.60] Замечания были приняты к сведению и в дальнейшем для сохранения здоровья студентов стали проводиться мероприятия профилактического характера. Была организована санчасть с приемным отделением с 1 штатным врачом, 1 медсестрой и 1 санитаркой. Каждый студент проходил медосмотр. В летнее время студенты жили на даче или проходили курс санаторно-курортного лечения. [1, Д.105. Л.119]

При рабфаке имелись также свой клуб, при котором создали студенческий духовой оркестр, своя прачечная, столовая, пекарня, подсобное хозяйство. Руководство Монголрабфака обращало неослабное внимание организации студенческой среды. Для проведения культурно-просветительной, хозяйственно-бытовой работы студенческий комитет создал комиссии: хозяйственную, санитарную, культурную, учебную. Среди учащихся были организованы до 8 разных кружков с охватом студентов до 148 человек, штатом было выделено специально 2 воспитателя. [1, Д.105. Л.118]

С самого начала существования Монголрабфака правительство БМАССР уделяло внимание на обеспеченность его педагогическими кадрами. По инициативе Бурятского обкома партии, Наркомпросов РСФСР и БМАССР рабфак был укомплектован лучшими педагогическими кадрами республики. [1, Д.28. Л.238] Пополнение педагогическими кадрами дало возможность создавать предметные, научные кружки: сельскохозяйственный, безбожников, драматический, хоровой, танцевальный, политический. Регулярно работала студенческая агитбригада, вечера художественной самодеятельности проводились накануне каждого выходного дня. Студенты также активно принимали участие в работе многих добровольных организаций: Осовиахим, МОПР, общество «Долой неграмотность!». Основным недостатком педагогического персонала заведения являлось то, что не все преподаватели владели монгольским языком и письменностью. Из 27 человек первых преподавателей владели языком 13 человек и не владели ни языком, ни письменностью 5 человек. [1, Д.4. Л.38,39; Д.18. Л.35] Первые преподаватели Монголрабфака не только внесли большой вклад в дело подготовки педагогических кадров для братской Монголии и Тувы, но и вели активную работу по повышению квалификации учительства Бурятской республики. В Монголрабфаке трудились известные деятели просвещения: Алексеев А.И., Шагдыров Б.Б., Ханташкеев И.Д. и другие.

15 июня 1940 г. Монголрабфак отмечал свое 10-летие. В связи с этим крупным празднованием Совет Министров МНР наградил и премировал преподавателей Монголрабфака за активную педагогическую, воспитательную, хозяйственную работу. Так, преподаватели Хамаганова С.А., Боннэр были представлены к награждению орденом «Трудового Знамени МНР», 6 преподавателей - ручными часами с вручением золотой грамоты МНР (Шагдыров, Бобжаев, Алсынкова, Цендежапов, Забанов, Бадмаев).

По данным 1940 г. в Монголрабфаке обучалось 199 студентов. За 10 лет Монголрабфак подготовил 1912 человек, способных успешно работать на малых и больших участках в области культурного, экономического и оборонного строительства МНР. Монгольский народ по праву гордился своими отважными воспитанниками - выпускниками Монголрабфака, героями труда, обороны, культуры, такими как Цэдэнбал Ю. - генеральный секретарь ЦК Народно-революционной партии, Носто - директор Медицинского техникума, Сенге - преподаватель Объединенного военного училища военного Министерства МНР, Майдар Д. - заместитель председателя Совета Министров МНР, Ширендыб - президент Академии наук МНР и многие другие. [1, Д.105. Л.122-124]

1 сентября 1940 г. Монголрабфак согласно решениям правительства МНР и Наркомпроса РСФСР был реорганизован в Монгольское педучилище - специальное среднее учебное заведение. Сюда же в качестве его составной части влилось Монгольское отделение Кяхтинского педучилища. Из письма директора училища Шагдырова: «Прошу Вас направить в наш адрес учебные планы, программы и др. материалы для нерусских педагогических училищ». [1, Д.8. Л.57] В нем обучалось 255 студентов из МНР. [1, Д.8. Л.57]

В мае 1941 г. по решению правительств МНР и СССР Монгольское педучилище было переведено из г. Улан-Удэ в г. Улан-Батор. Оборудование кабинетов, лаборатории, библиотека училища были преподнесены правительству МНР как подарок СССР к 20-й годовщине Монгольской Народной Революции.

Можно с уверенностью сказать, что за 10 лет своего существования Монголрабфак выполнил возложенные на него задачи, стал ярким примером и образцом успешного сотрудничества между нашими народами.

Источники

1. ГАРБ. ФР.462. Оп.1.

07:27 02.02.2015
648