К 85-летию Монгольского рабочего факультета для подготовки кадров для МНР и Тувы размещена статья Д.В. Цыремпилова
Д.В.
Цыремпилов,
главный
специалист Отдела
справочно-поисковых средств и информатизации
Из истории создания и деятельности
Монгольского
рабочего факультета в г. Верхнеудинск
В фондах
Государственного архива РБ имеется много документов по истории взаимоотношений
Бурятии с Монголией, в т.ч. в области образования. В этом смысле большой
интерес представляет фонд 462 «Монгольский рабочий факультет (Монголрабфак)
Наркомата просвещения РСФСР». История его создания и деятельности явилась
важной вехой в развитии советско-монгольских отношений, в становлении
национальных кадров Бурят-Монголии, Монгольской народной республики и
Республики Тува. Монголрабфак стал одним из первых учебных заведений молодого
монгольского государства. Его выпускники впоследствии сыграли важные роли в
различных сферах народного хозяйства, культуры и экономики страны.
Создание
Монголрабфака было продиктовано тем, что Монгольская Народная Республика, Тува,
а также и сама Бурят-Монгольская АССР испытывали острый недостаток в
национальных кадрах по различным отраслям народного хозяйства, особенно в
просвещении, медицине, народном хозяйстве. [1, Д.18. Л.33об.]
В конце октября 1929 г. правительство СССР
предложило организовать в БМАССР Монгольский рабочий факультет в г.
Верхнеудинске. С этого времени началась подготовительная работа по открытию
Монголрабфака. Из письма представителя БМАССР при Президиуме ВЦИК Д. Убугунова
председателю Совета Народных Комиссаров БМАССР т. Доржиеву и председателю
Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения) БМАССР т. Уданову от 14 октября 1929 г.: «Наркомпрос РСФСР
поручает Бурятскому НКП (Наркомпросу) организацию монгольского рабфака и
руководство им. На организацию и содержание рабфака в 1929/30 гг. ассигновано
по смете НКП РСФСР 80000 рублей, из коих 30000 уже переведены Бурятскому НКП.
НКП РСФСР просил передать Правительству БМАССР следующие его просьбы:
1) Предоставить
под Монгольский рабфак хорошее помещение, вполне приспособленное для учебных
занятий и жилья, благоустроенное в санитарном отношении.
2) Обеспечить
рабфак полностью лучшими педагогическими силами, даже если это будет в ущерб
интересам БМАССР.
3) Обеспечить
рабфак полностью учебными пособиями и учебниками, переводя для этого
существующие пособия и учебники по программе рабфаков. НКП РСФСР предлагает
открыть рабфак к 1-му декабря с.г., т. Борисов С.С. считает возможным доставку
курсантов произвести к 1-му января 1930 г.». [1, Д.1. Л.2] 20 февраля 1930 г. Монголрабфак начал
свои первые занятия с количеством студентов в 70 человек. Заведующим был
назначен Ринчино Норбо Ринчинович. [1, Д.1. Л.60]
Монголрабфак занимал особое положение
среди учебных заведений СССР. Контингент учащихся состоял в основном из
монголов и лишь незначительный процент – тувинцы. Монголрабфак существовал на
средства, отпускаемые Наркомпросом РСФСР и частично Наркомпросом БМАССР,
руководствовался указаниями НКП РСФСР. Рабфак занимался по программе полной
средней школы. Однако продолжительность обучения составляла 6 лет: 2 года на
подготовительном отделении и 4 года на основных курсах.
Продолжительность
срока обучения объяснялась тем, что Министерство просвещения МНР направляло в
рабфак лиц с двух-трехклассным образованием, несмотря на разработанные правила
приема в это учебное заведение, что создавало напряженность в выполнении
учебного плана за курс средней школы. Преподавание велось на русском и
монгольском языках. Первый год деятельности Монголрабфака прошел в поисках
рациональных путей организации учебно-воспитательного процесса.
Преподавательскому составу пришлось встретиться с большими трудностями.
Абсолютное большинство студентов прибывали из далеких уголков Монголии и Тувы,
совершенно незнакомые с городской жизнью. Студенты совершенно не знали русского
языка, не говоря уже о письменности. Кроме того, значительная часть студентов
была подвержена различного рода заболеваниям. [1, Д.18. Л.33] Наряду с
организационно-хозяйственными мероприятиями по созданию материальной базы
рабфака и комплектованием преподавательского состава, дирекция, партийная,
общественные организации уделяли исключительное внимание повышению качества
учебных занятий и политико-воспитательной работы среди студентов. Поэтому перед
Монголрабфаком были поставлены следующие основные задачи: 1. Подготовка
трудящихся аратов МНР и Тувы, рабочих, батраков Бурятии в высшие учебные
заведения; 2. Подготовка работников средней квалификации для практической
работы в различных отраслях народного хозяйства, народном просвещении,
медицине, сельском хозяйстве. [1, Д.18. Л.33]
При
непосредственной помощи обкома партии, правительства Бурятской республики
Монголрабфак за короткий срок сумел подготовить помещение для учебных занятий и
общежития для студентов, создать библиотеку с богатым выбором литературы по
различным отраслям науки. В 1940
г. в ней насчитывалось 18590 книг. В 1933 г. было начато
строительство нового учебного корпуса, которое было завершено в 1936 г. Администрация
рабфака придавала большое значение организации учебных кабинетов, хорошо
оснащенных учебно-наглядными пособиями, приборами, оборудованием, такими как
военный, физический, химический, естествознания, математики, музыкальный. [1,
Д.8. Л.68; Д.73. Л.6] Студенты Монголрабфака были полностью обеспечены
бесплатным обмундированием, питанием. В 1937 г. Монголрабфак построил новое общежитие
на 250 человек. [1, Д.8. Л.68]
Необходимо
отметить, что были в работе Монголрабфака и недостатки. Из письма Заведующего
Областным Тубдиспансером Коноваловой Директору Монголрабфака следует: «из 76
обследованных студентов в 1937
г. 17 студентов оказались больны туберкулезом, из 80
обследованных в 1938 г.
оказалось 15 студентов больных активной формой туберкулеза. В результате
обследования помещений было обнаружено, что студенты живут в сыром здании,
недостаточно протопленном. Вентиляция совершенно отсутствует, форточки не
открываются. Уборка помещения недостаточно производится, коридоры темные как
катакомбы. Питание однообразное, преобладает мясная пища, почти совершенно
отсутствует витаминозная пища (овощи, фрукты)». [1, Д.73. Л.60] Замечания были
приняты к сведению и в дальнейшем для сохранения здоровья студентов стали
проводиться мероприятия профилактического характера. Была организована санчасть
с приемным отделением с 1 штатным врачом, 1 медсестрой и 1 санитаркой. Каждый
студент проходил медосмотр. В летнее время студенты жили на даче или проходили
курс санаторно-курортного лечения. [1, Д.105. Л.119]
При рабфаке
имелись также свой клуб, при котором создали студенческий духовой оркестр, своя
прачечная, столовая, пекарня, подсобное хозяйство. Руководство Монголрабфака
обращало неослабное внимание организации студенческой среды. Для проведения
культурно-просветительной, хозяйственно-бытовой работы студенческий комитет
создал комиссии: хозяйственную, санитарную, культурную, учебную. Среди учащихся
были организованы до 8 разных кружков с охватом студентов до 148 человек, штатом
было выделено специально 2 воспитателя. [1, Д.105. Л.118]
С самого начала
существования Монголрабфака правительство БМАССР уделяло внимание на
обеспеченность его педагогическими кадрами. По инициативе Бурятского обкома
партии, Наркомпросов РСФСР и БМАССР рабфак был укомплектован лучшими
педагогическими кадрами республики. [1, Д.28. Л.238] Пополнение педагогическими
кадрами дало возможность создавать предметные, научные кружки:
сельскохозяйственный, безбожников, драматический, хоровой, танцевальный, политический.
Регулярно работала студенческая агитбригада, вечера художественной
самодеятельности проводились накануне каждого выходного дня. Студенты также
активно принимали участие в работе многих добровольных организаций: Осовиахим,
МОПР, общество «Долой неграмотность!». Основным недостатком педагогического
персонала заведения являлось то, что не все преподаватели владели монгольским
языком и письменностью. Из 27 человек первых преподавателей владели языком 13
человек и не владели ни языком, ни письменностью 5 человек. [1, Д.4. Л.38,39;
Д.18. Л.35] Первые преподаватели Монголрабфака не только внесли большой вклад в
дело подготовки педагогических кадров для братской Монголии и Тувы, но и вели
активную работу по повышению квалификации учительства Бурятской республики. В
Монголрабфаке трудились известные деятели просвещения: Алексеев А.И., Шагдыров
Б.Б., Ханташкеев И.Д. и другие.
15 июня 1940 г. Монголрабфак отмечал
свое 10-летие. В связи с этим крупным празднованием Совет Министров МНР
наградил и премировал преподавателей Монголрабфака за активную педагогическую,
воспитательную, хозяйственную работу. Так, преподаватели Хамаганова С.А.,
Боннэр были представлены к награждению орденом «Трудового Знамени МНР», 6
преподавателей - ручными часами с вручением золотой грамоты МНР
(Шагдыров, Бобжаев, Алсынкова, Цендежапов, Забанов, Бадмаев).
По данным 1940 г. в Монголрабфаке
обучалось 199 студентов. За 10 лет Монголрабфак подготовил 1912 человек,
способных успешно работать на малых и больших участках в области культурного,
экономического и оборонного строительства МНР. Монгольский народ по праву
гордился своими отважными воспитанниками - выпускниками Монголрабфака,
героями труда, обороны, культуры, такими как Цэдэнбал Ю. - генеральный
секретарь ЦК Народно-революционной партии, Носто - директор Медицинского
техникума, Сенге - преподаватель Объединенного военного училища военного
Министерства МНР, Майдар Д. - заместитель председателя Совета Министров
МНР, Ширендыб - президент Академии наук МНР и многие другие. [1, Д.105.
Л.122-124]
1 сентября 1940 г. Монголрабфак
согласно решениям правительства МНР и Наркомпроса РСФСР был реорганизован в
Монгольское педучилище - специальное среднее учебное заведение. Сюда же
в качестве его составной части влилось Монгольское отделение Кяхтинского
педучилища. Из письма директора училища Шагдырова: «Прошу Вас направить в наш
адрес учебные планы, программы и др. материалы для нерусских педагогических
училищ». [1, Д.8. Л.57] В нем обучалось 255 студентов из МНР. [1, Д.8. Л.57]
В мае 1941 г. по решению
правительств МНР и СССР Монгольское педучилище было переведено из г. Улан-Удэ в
г. Улан-Батор. Оборудование кабинетов, лаборатории, библиотека училища были
преподнесены правительству МНР как подарок СССР к 20-й годовщине Монгольской
Народной Революции.
Можно с
уверенностью сказать, что за 10 лет своего существования Монголрабфак выполнил
возложенные на него задачи, стал ярким примером и образцом успешного
сотрудничества между нашими народами.
Источники
1. ГАРБ. ФР.462.
Оп.1.