К 120-летию со дня начала строительства Забайкальской железной дороги подготовлена статья к.и.н. Л.Ш. Чимитдоржиевой.
Л.Ш. Чимитдоржиева,
к.и.н., зам. нач. отдела использования
и публикации документов
К
120-летию со дня начала строительства Забайкальской железной дороги
В 2015 г. исполняется знаменательная
дата в истории Сибири - 120 лет
со дня начала строительства Забайкальской железной дороги, части Великого
Сибирского железнодорожного пути или Транссибирской железнодорожной магистрали, соединившей Москву и
крупнейшие восточносибирские и дальневосточные промышленные города России.
Ее история начинается с конца XIX века, когда российскими властями было принято
решение о строительстве Сибирской магистрали.
В Государственном архиве Республики
Бурятия (ГАРБ)[1]
на государственном хранении имеются документы, в которых идет речь об истории
Сибирской железной дороги, начальных этапах строительства, решениях местного
руководства, строительных работах, цифрах и т.д.
24 сентября 1887 г. на заседании
Верхнеудинской Городской Думы был поднят вопрос о строительстве железной дороги
в Забайкалье, гласные Городской Думы под руководством и.д. городского головы
Н.С. Нелюбовым проявили проницательность и дальновидность в этом вопросе, было
приведено аргументированное объяснение в пользу строительства железной дороги
через Верхнеудинск. Из протокола
заседания: "рассматривался
вопрос о возбуждении ходатайства о проведении имеющейся строиться в
Забайкальской области железной дороги через город Верхнеудинск. ˂...˃ вопрос о постройке сибирских
железных дорог, и в том числе Забайкальской, окончательно вырешен в
правительственных сферах и изыскания и самая постройка будут производиться в
непродолжительном времени, почему не сочтет ли Городская Дума необходимым и
своевременным ходатайствовать перед Правительством о проведении Забайкальской
железной дороги через Верхнеудинск. ˂...˃ по своему географическому положению
Верхнеудинск представляет центр западной части Забайкальской области: отсюда
расходятся дороги в Иркутск, Троицкосавск с Кяхтой, Читу, Баргузин и Петровский
Завод. Вместе с тем Верхнеудинск служит и центром житницы Забайкалья. ˂...˃
Коль скоро же будущая железная дорога обойдет Верхнеудинск, это, несомненно,
будет полнейшей гибелью для города. ˂...˃ Уничтожение такового, давно уже
существующего торгового центра, как Верхнеудинск, несомненно, печально
отразится на экономическом состоянии всей западной части Забайкалья и повлечет
за собой, по всей вероятности, устройство другого подобного же центра по линии
железной дороги, но создание новых городов обыкновенно обходится недешево для
правительства. ˂...˃ Наконец, стоимость постройки железнодорожного пути
обойдется всего дешевле при направлении его через Верхнеудинск на Читу: почва
от Верхнеудинска до Читы твердая, гор и болот нет, реки встречаются только
незначительные, через которые не придется строить дорогостоящих мостов.
Постановлено: поручить и.д. городского Головы
войти от имени Городской Думы на вышеизложенных основаниях с ходатайством через
г. военного губернатора Забайкальской области к г. Приамурскому
генерал-губернатору барону Корфу и к г. министру путей сообщения о проведении
имеющейся строиться в Забайкальской области железной дороги через город Верхнеудинск"[2].
А уже в сентябре 1888 г. Верхнеудинская
Городская Дума постановила: "для вокзала и всех других сооружений,
необходимых для железнодорожной станции в городе Верхнеудинске, уступить
безвозмездно площадь, находящуюся на левом берегу р. Уды, на которой ранее
существовали казачьи лагери..."[3].
Строительство железнодорожной линии шло
быстрыми темпами. В течение зимы 1895-1896 гг. путь был намечен практически на
всем протяжении, и для его укладки были заготовлены строительные материалы.
Приходилось преодолевать массу трудностей, в числе которых были не только
минимальные условия труда и быта работников, но и природные катаклизмы[4]. Важнейшими
препятствиями явились сложный рельеф местности, пересеченной хребтами, реками и
болотами, вечная мерзлота, низкие зимние температуры. На постройке дороги
работало от 20 до 23 тысяч рабочих из местного населения. Кроме этого, сюда
прибыли сотни рабочих из Европейской России.
Строительные работы Забайкальской
железной дороги начались в 1895 г. В справочнике «Забайкальская железная
дорога» опубликованы интересные и подробные сведения о строительном процессе: «За
1895 год. В отчетном году приступлено в Митрофановой 23 апреля, Чите 2 сентября
и Верхнеудинске 8 сентября к постройке Забайкальской железной дороги и в
течение зимнего периода времени линия намечена почти на всем протяжении, а
также заготовлено много строительных материалов»[5]. В
публикации «Архив Забайкальской железной дороги» содержится отчет начальника
работ А. Пушечникова о строительстве Забайкальской железной дороги за 1895-1900
гг., в котором имеются важные для истории сведения: «К производству работ по
постройке Забайкальской железной дороги приступили осенью 1895 г. Укладка пути
Иркутско-Байкальской ветки закончена во второй половине октября 1898 г. С мая 1899
г. началась укладка пути от ст. Мысовая и была закончена на 345 версте дороги
16 декабря 1899 г., т.е. на год раньше против назначенного срока <…>. Местных
рабочих, пригодных для производства работ по постройке дороги, можно было
принять очень мало, поэтому значительное количество рабочих, мастеровых и
служащих пришлось выписывать из Европейской России <…>. Общая стоимость
постройки дороги определилась по отчету: <…> Итого 76 315 929
руб. 52 коп. На версту дороги – 73 822 руб. 93 коп. При строительстве
Забайкальской железной дороги построены следующие сооружения: Всего
искусственных сооружений построено 1150 штук, из них было заброшено после
наводнения 1897 г. – 18 штук и таким образом имелось на линии 1132 штуки. <…>
Пассажирских зданий построено всего 23 штуки. Все пассажирские здания
деревянные на каменных фундаментах с железными крышами <…>. Больниц
построено две: на ст. Верхнеудинск на 25 коек и на ст. Чита I на 30 коек. Больницы состояли из главного корпуса,
барака для заразных больных, прачечной. Здания больниц деревянные с деревянными
крышами, фундаменты каменные. Кроме построенных больниц, на дороге было 11
санитарных участков, возглавляемых врачом. При этих участках было необходимое
число фельдшеров, ветеринаров и больничной прислуги. Для помещения больных
устроено 11 больниц, 22 приемных покоя и 11 фельдшерских пунктов <…>»[6].
В архивном фонде № 337 ГАРБ
«Верхнеудинское уездное полицейское управление» содержатся документы, освещающие
узкие темы, напрямую или косвенно имеющие отношение к строительству железной
дороги: о населенных пунктах вдоль железной дороги, рабочих-строителях из
местного населения и ссыльных поселенцах, строительных материалах, хозяйственных
вопросах, различных правилах о постройках, складах, раскопках и
"разсадках" вблизи линии железных дорог, и др.[7]
Важное значение в экономической и
культурной жизни региона, прилегающего к «Великому Сибирскому рельсовому пути»,
имело утвержденное положение Комитета Сибирской железной дороги от 5 июля 1895
г. об исследовании местностей вдоль Сибирской железной дороги с целью
составления планов городов и селений: «Ввиду таковых соображений Государь
Император, в присутствии Комитета Сибирской железной дороги, Высочайше повелеть
соизволил: Предоставить Министру Внутренних Дел: а) принять зависящие меры к
выяснению вдоль Сибирской железной дороги тех пунктов, в которых, в ближайшем
будущем, можно ожидать возникновения городов или значительных селений. и б) …
свои соображения относительно порядка составления планов городов и селений в
районе названной линии, с таким расчетом во времени, чтобы вопрос этот мог
получить окончательное разрешение до наступления весны 1896 г.»[8].
План по строительству железной дороги на
разных участках в ходе работы менялся. Тому свидетельством являются сведения
архивного документа от 10 июня 1896 г.: «Осенью минувшего 1895 г. был составлен
акт о занятии земель для постройки железной дороги на всем протяжении от г.
Верхнеудинска до границы 4-го участка по направлению к Петровскому заводу. В
настоящее время представляется более удобным на участке между с. Тальцы и
заимкой Заиграево проложить линию по иному направлению. Вследствие этого 20-го
числа сего Июня месяца имеет быть составлен акт о занятии земель в пределах
нового направления линии взамен ранее составленного по старому направлению»[9].
Произошедшее 27 августа 1899 г. (15
августа по старому стилю) событие в корне изменило историю купеческого Верхнеудинска
и предопределило его дальнейшую судьбу. В тот обычный летний день из Мысовой в
Верхнеудинск прибыл первый железнодорожный поезд, ознаменовав собой окончание
строительства этого участка Транссиба[10].
Строительство железной дороги через г. Верхнеудинск
явилось одним из важных факторов «экономического развития и расцвета города»[11],
столицы Бурятии. Из документа
Верхнеудинской Городской управы за 1912 г.: «город Верхнеудинск… являлся центром
западного и юго-западного Забайкалья, о котором уже теперь можно говорить, как
о лучшем, оживленном, населенном центре торгово-промышленной жизни
юго-западного Забайкалья, вокруг которого концентрируется масса промышленных
предприятий. Реки, омывающие Верхнеудинск с востока, Уда сплавная, с юго-запада
Селенга судоходная со своими притоками, бассейн Байкала и с севера пролегающая
линия Забайкальской железной дороги, являются факторами экономического развития
и расцвета Верхнеудинска, с населением более 20000 человек, не считая
расположенных в предместье войск до 30000, с большими интендантскими складами,
для запаса провианта на армию в 300000 человек, соединенных веткой с
Забайкальской железной дороги с целым парком подъездных путей, с развивающимся
железнодорожным парком Сибирского батальона, соединенным с городом Верхнеудинск
узкоколейной железнодорожной веткой»[12].
Приложение
Тематический
перечень документов фонда Верхнеудинской городской управы (Ф. 10) о строительстве
Забайкальской железной дороги
№ п/п
|
Дата
|
Содержание документа
|
Основание
|
1
|
24 сентября
1887 г.
|
Протокол
собрания Верхнеудинской Городской Думы о ходатайстве по строительству в
Забайкальской области железной дороги через г. Верхнеудинск. Рукопись.
Подлинник.
|
Ф.10.
Оп.1. Д.577. Л.1-3об.
|
2
|
Апрель
1888 г.
|
О
приветствии и благодарности граждан г. Верхнеудинска к Государю Императору,
переданные через министра путей сообщения К.Н. Посьета и Приамурского
Генерал-Губернатора А.Н. Корфа, за внимание к нуждам далекой окраины и «начало
изыскания по проведению пути для будущей Сибирской железной дороги». Рукопись.
Заверенная копия.
|
Ф.10.
Оп.1. Д.577. Л.14-14об., 17-17об., 18-18об.
|
3
|
5
сентября 1888 г.
|
Протокол
собрания Верхнеудинской Городской Думы о выборе места в черте города для
станции Забайкальской железной дороги и отводе места под вокзал железной
дороги. Рукопись. Подлинник.
|
Ф.10.
Оп.1. Д.577. Л.24-25об.
|
4
|
7
апреля 1909 г.
|
Обсуждение
на собрании Верхнеудинской Городской Управы вопроса о ходатайстве по открытию
в г. Верхнеудинске железнодорожного среднего учебного заведения для детей
служащих на линии железной дороги. Машинопись. Подлинник.
|
Ф.10.
Оп.1. Д.2503. Л.2.
|
5
|
15
сентября 1911 г.
|
Постановление
Верхнеудинской Городской Думы об отводе Управлению Забайкальской железной
дороги участка городской земли для постройки Главных железнодорожных
мастерских. Машинопись. Заверенная копия.
|
Ф.10.
Оп.1. Д.2054. Л.33-33об.
|
[1] Государственный архив Республики
Бурятия.
[2] ГАРБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 577. Л.
1-3об.
[3] ГАРБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 577. Л.
25.
[4]
Байкальская повесть Транссиба. Улан-Удэ, 2014. Автор-составитель Е.В. Ершова.
С. 15.
[5]
Забайкальская Железная Дорога. Иллюстрированный справочник. Чита, 2005. С. 13;
Календарь знаменательных и памятных дат истории Бурятии на 2015 год. Улан-Удэ,
2015.С. 51-52.
[6]
Архив Забайкальской железной дороги. Ф. 1. Оп. 6. Д. 1. Л. 1-5, 9, 12, 18, 20,
25, 26, 28. // Хрестоматия по истории Читинской области. Чита, 1972. С. 70-73;
Календарь знаменательных и памятных дат истории Бурятии на 2015 год. Улан-Удэ,
2015. С. 51-52.
[7] ГАРБ. Ф. 337. Оп. 1. Д. 6274.
[8]
ГАРБ. Ф. 337. Оп. 1. Д. 6274. Л. 7-8, 14-14об.
[9] ГАРБ. Ф. 337. Оп. 1. Д. 6274. Л.
82-82об.
[10]
Ершова Е.В. Первый поезд в Верхнеудинске сделал город перекрестком дорог // АиФ
в Бурятии, № 35(816), 27 августа - 2 сентября 2014 г., с. 15.
[11] ГАРБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 2507. Л.
239-239об.
[12] ГАРБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 2507. Л.
239-239об.