Байкало-Амурской магистрали – 40 лет

                                                                                                                                                                             Н.Г. Имехенова,

главный специалист

отдела использования и

публикации документов

    

Байкало-Амурской магистрали – 40 лет

40 лет назад в Восточной Сибири началось строительство одной из крупнейших в мире железных дорог – Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Строительству этой магистрали придавалось огромное значение. Дорога, пересекающая непролазную
тайгу, горные хребты и широкие реки, дала второй, более короткий по сравнению с Транссибом, выход к Тихому океану и открыла доступ к природным богатствам огромной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.

8 июля 1974 года Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства было поручено построить магистраль протяженностью 3145 км от города Усть-Кут на реке Лена до города Комсомольск-на Амуре через Нижнеангарск, Чару, Тынду, Ургал.

Строителям БАМа предстояло выполнить в 1970-1980-е годы то, что не удалось сделать первопроходцам трассы в 1920-1930-е годы, строительство которой было прекращено в связи с войной и связанными с ней огромными материальными и людскими потерями. В строительстве принимали участие представители всех союзных республик и регионов страны, 70 национальностей и народностей.  В этой огромной стройке непосредственное участие принимали работники 60 отраслей народного хозяйства, а также 40 шефских организаций всех союзных республик. Сотни промышленных предприятий, расположенных во всех краях и областях страны, поставляли на БАМ различное оборудование, конструкции, материалы.

За годы строительства трассы БАМ была проделана колоссальная работа. При сооружении магистрали и притрассовых дорог было выполнено более 570 млн. м3 земляных работ, возведено 4200 мостов через реки и водотоки, уложено 5 тыс. км главных и станционных путей, построены десятки железнодорожных станций. На необжитых территориях было построено около 50 новых поселков и городов, которых раньше не было на карте. В условиях удаленности зоны строительства и отсутствия коммуникаций необходимо было создавать инфраструктуру – жилье, медицинское обслуживание, соцкультбыт, школы  и т. д.  Каждый год становился новой вехой, новым рубежом в освоении трудностей сооружения дороги в сложных геологических и климатических условиях.

Наиболее трудным по условиям строительства являлся Бурятский участок протяженностью 524 км, на котором были построены сложнейшие тоннели – Байкальский, протяженностью 7 км, и Северомуйский, более 15 км. Максимальные трудности создавали семь горных хребтов, вечная мерзлота, болота, множество рек, обилие подземных вод, крайне неблагоприятные сейсмические условия, многочисленные разломы.

При продвижении на восток имелась огромная горная преграда –Байкальский хребет высотой до 2,5 тыс. метров. 7-километровый   Байкальский тоннель было решено прокладывать под Даванским перевалом. В общей сложности строительство заняло семь лет. За этот период были построены поселки Гоуджекит, Даван, Гранитный.

Северомуйский тоннель строился намного дольше любого другого бамовского объекта – он был сдан в эксплуатацию только в 2003 г. При этом значительная часть  магистрали была построена и для обеспечения непрерывного движения  сначала вокруг этого тоннеля был построен  обходной путь.

За период строительства трассы на Бурятском участке БАМа было сооружено 475 малых мостов и водопропускных труб, 95 средних и 14 больших мостов суммарной длиной 7 км, 9 железнодорожных станций с поселками, уложено под железнодорожное полотно 85 млн. кубометров грунта. Благодаря БАМу был построен город Северобайкальск – самый крупный город на Байкале. Ранее малоизвестный поселок Нижнеангарск в сочетании железной дороги, аэропорта и водного сообщения стал транспортным центром местного значения.

С 1974 года во всех строительных подразделениях БАМа на территории республики работало около 7 тыс. строителей Управления строительства «Бамтоннельстрой», которые работали под землей, трестов «Нижнеангарскстрой» и «Запбамстроймеханизация», обустраивающих наземные объекты. В 1980 году  Областной комитет ВЛКСМ скомплектовал из 100 лучших молодых тружеников и направил на строительство крупной узловой станции Таксимо ударный комсомольский отряд «Комсомолец Бурятии».  За время строительства на БАМ прибывали ударные отряды из Ленинграда, Белоруссии, Латвии, Казахстана. За выдающиеся успехи, достигнутые при сооружении трассы  и проявленный трудовой героизм, тысячи строителей были удостоены государственных наград: званиями Героя социалистического труда, орденами и медалями «За строительство Байкало-Амурской магистрали», ведомственными знаками отличия.

Значение Байкало-Амурской магистрали неоценимо в экономике и транспортной системе России. Воплощение величайшего проекта XX века способствовало освоению месторождений железных руд, меди, развитию угледобывающей промышленности и лесопромышленного комплекса, транспортного обслуживания огромной территории страны.

 

Источники

1. ГАРБ. ФП.1. Оп.1. Д.8141. Л.3-4.

2. ГАРБ. ФП.36. Оп.15. Д.48. Л.7-8.

3. ГАРБ. ФП.36. Оп.15. Д.97. Л.1.